Все о простудных заболеваниях

Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе. Звуковые повторы Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Повторение

Что изображено на картинке? (Буква "А")
Какой звук она обозначает?
Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о букве "А"?
обозначает гласный звук
может стоять в начале, середине, конце слова
может быть отдельным словом

Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

Как поет кукушка? (Ку-ку)
- Какой гласный звук мы слышим? [у]
- Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
- Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

Задание

Задание

Печатание буквы "У".

Упражнение в узнавании звука [у] в словах.

В каком слове есть звук [у]?

Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
- в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
- в середине (муха, музыка, пушка...);
- в конце (пишу, читаю, лечу...).

Упражнение в сливании звуков

Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
Б - БУ
Д - ДУ
т - ТУ
к - КУ
л - ЛУ
м - МУ

Послушайте маленький рассказ:

"У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

О ком этот рассказ?
- Что говорится о Маше?
- Сколько здесь предложений?
- Назовите первое предложение.
- Сколько в этом предложении слов?
- Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)

Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

Задание

Прочитай предложение по схеме

Задание

Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.

Задание

Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

Мишка лапу занозил -
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
"Ты узнаешь Мишку!"
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
З. Александрова

Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.

Закрепление умений различать звуки

Игра "Твердый - мягкий"

Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного - встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного - встают друзья Тима.
сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.

Упражнение в составлении звуковых схем слов .

Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:

Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] - второй)
В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.

Звуковые повторы

ЗВУКОВЫ´ Е ПОВТО´ РЫ - эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Назначение З. п. - фонетическая выразительность стиха. З. п. образуются на базе аллитераций , поддержанных общей смысловой направленностью данного отрезка художественного произведения. З. п. встречаются в народном творчестве, например в стихоподобных поговорках:

Тише едешь - дальше будешь .

З. п. обычны в стихах русских поэтов:

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель.

(А. Пушкин)

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой .

(М. Лермонтов)

У Черного моря чинара стоит молодая.

(Он же)


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "звуковые повторы" в других словарях:

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ Современная энциклопедия

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А. С. Пушкин; условное обозначение… … Большой Энциклопедический словарь

    Звуковые повторы - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А.С. Пушкин;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    звуковые повторы - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха («Редеет облаков летучая гряда», А. С. Пушкин; условное обозначение… … Энциклопедический словарь

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков; см. Фоника и Повтор …

    фоника - и; ж. [от греч. phōnē звук, голос] Лит. Звуковая организация поэтической речи. * * * фоника (от греч. phōnē звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех её элементах, правила повтора которых не… … Энциклопедический словарь

    Фоника - (от греч. phone – звук) звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… … Большая советская энциклопедия

    ФОНИКА - (от греч. phōnikós — звуковой, phōnē — звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, он всегда ограничен… … Литературный энциклопедический словарь

    Фоника - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия

    повто́р - а, м. 1. разг. То же, что повторение (во 2 и 3 знач.). Избегать повторов. □ Подчиненный в присутствии старшего должен быть именно его отражением. Как в зеркале: полный повтор и в то же время ничто, видимость. Мстиславский, Грач птица весенняя. 2 … Малый академический словарь

Книги

  • Проза Антона Чехова. Монография , Фрайзе Маттиас. Вниманию читателей предлагается монография проф. М. Фрайзе`Die Prosa Anton Cechovs` 1997 г., переработанная и дополненная автором и редакторами для данного русского издания. В первой части…

Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

Виды звуков
Гласных звуков - 6:
- ударные,
- безударные.

Согласных звуков - 37:
- звонкие,
- глухие,
- твердые,
- мягкие.

– прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

Русский алфавит: 33 буквы

10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

Аа Бб Вв Гг Дд
а бэ вэ гэ дэ
Ее Ёё Жж Зз Ии
е ё жэ зэ и
Йй Кк Лл Мм Нн

и краткое

ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт
о пэ эр эс тэ
Уу Фф Хх Цц Чч
у эф ха цэ че
Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
Ээ Юю Яя
э оборотное ю я

При необходимости можно обратиться к терминам.

Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

А.С. Пушкин

Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

А.С. Пушкин

Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.

Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег…).

В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М.И. Цветаева)

Здесь повторяются и гласные (а, е), и согласные (л, н, з, ч); многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок. Чем больше звуков вовлекается в такую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. К тому же, как подчеркивают современные исследования фоники, «заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста».

Звуковые повторы часто использовал при создании художественных образов А.С. Пушкин: Взгляни: под отдельным сводом гуляет полная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов; Рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.

В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… - Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и т.д.). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные и т.д.:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

(С.А. Есенин)

верую: вовеки не придет

позорное благоразумие.

(В.В. Маяковский)

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у, поскольку качество этого звука не меняется и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.) - здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

Известна и другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте. В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворной строке повторы получили различные наименования.

Повторение начальных согласных в словах называется анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Не следует думать, что использование разнообразных звуковых повторов всегда свидетельствует о высоких стилистических достоинствах произведения. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи, например, в стихотворении И. Северянина «Сонмы весенние»:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны.

Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.