Все о простудных заболеваниях

Уральские языки. Народы уральской семьи языков: генетические следы общей истории Уральская языковая семья схема

уральская языковая семья

вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з. до Таймыра и Алтая на в. Ее образуют три группы языков: финно-пермская, угорская и самодийская. В финно-пермскую входят прибалтийско-финские языки/народы (финны, карелы, эстонцы, вепсы, водь, ижора, ливы), саамы, волжские финны (мордва и мари), пермяне (коми-зыряне, коми-пермяки и удмурты); в угорскую венгры, манси и ханты ; в самодийскую ненцы , энцы, нганасаны, селькупы (в прошлом на самодийских языках говорили жители народов Алтае-Саянского нагорья маторы, камасинцы, койбалы). Родственным урал . семье некоторые исследователи считают язык юкагиров, населявших в прошлом обширные терр. с.-в. Сибири. Ближайшими соседями древних урал. (носителей уральского праязыка), судя по степени взаимного языкового влияния, с глубокой древности были народы индоевропейской и алтайской языковых семей.

Эпоху поисков урал. родства открыли венгры. В средневековом сочинении "Gesta Hungarorum" упомянута страна Hungaria Magna (Великая Венгрия), откуда отправились в долгий путь на з. кочевники-венгры (угры, мадьяры). В 1220-е венгерский монах бр. Юлиан совершил путешествие на Волгу в поисках "оставшихся" на в. соплеменников и встретил в одном из средневолжских городов язычников, говоривших по-венгерски. Гипотеза о родстве венгров с урало-сиб. уграми (манси и хантами) впервые была высказана в XV в. итальянским гуманистом Энеа Сильвиа Пикколомини (впоследствии папа Пий II). В XVII в. немецкий ученый Годфрид Лейбниц уже писал о финно-угорской языковой общности. Долгое время эта общность называлась финно-угорской (или угро-финской) языковой семьей. Позднее была доказана принадлежность к этой семье самодийских языков, и в совокупности финно-угорские и самодийские языки стали именоваться у. я. с. С последней четверти XIX в. предпринято множество попыток составления генеалогических древ финно-угорских и уральских языков (Й. Буденц, О. Доннер, Э. Н. Сетяля, Й. Синнеи, Д. Дечи и др.). Наиболее популярна в настоящее время родословная уральских народов и языков, составленная в 1960-70-е венгерским академиком Петером Хайду.

По данным языкознания, в ср. голоцене (7-6 тыс. лет назад) существовал урал. язык-основа (праязык), на к-ром говорили предки финно-угров и самодийцев. На рубеже V-IV тыс. до н. э. уральская общность распалась на финно-угорскую и самодийскую, в III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности на финно-пермскую и угорскую. В сер. II тыс. до н. э. обособилась финно-волжская ветвь, в рамках которой в I тыс. до н. э. выделились прибалтийско-финские, волжско-финские и саамский языки.

По выявляемым фрагментам урал. праязыка (общеурал. лексике, вкл. слова "рыба", "ель", "пихта", "шкура", "лук", "стрела", "сверло" и др.) предполагается, что древние уральцы населяли лесную зону, изобилующую водоемами, были охотниками, собирателями и рыболовами, не знавшими земледелия и животноводства (за исключением собак), занимались обработкой камня, дерева, шкур, вели счет времени по лунным циклам. Внешний облик древних уральцев, скорее всего, соответствовал антропологическим характеристикам уральской расы.

Прародиной урал. народов одни исследователи называли терр. от У. до Алтая (М. А. Кастрен, Ф. И. Видеман), другие от У. до Балтийского моря (Т. Аминов, Э. Итконен, П. Аристэ, А. Йоки). Наиболее распространенной является гипотеза о местонахождении урал. прародины в Северо-Восточной Европе между Средней Волгой и Уралом (И. Н. Шебештьен, Ю. Тойвонен, Д. Дечи). Научные открытия последних десятилетий, прежде всего данные лингвистической палеонтологии (П. Хайду и др.), позволяют вкл. в ареал первоначального расселения урал. народов и таежную тер. Зауралья.

Классификация уральских языковУра́льские языки́ - языковая семья, включающая две ветви - финно-угорскую и самодийскую.

Финно-угорские языки подразделяются на следующие
группы:
прибалтийско-финская - финский, ижорский,
карельский и вепсский языки, составляющие северную
группу; эстонский, водский, ливский языки, образующие
южную группу;
распространённая на территории вокруг Балтийского
моря.
волжская - мордовские языки (мокшанский, эрзянский
с шокшанским наречием), также марийский язык с
луговым, восточным, северо-западным и горным
наречиями;
пермская - удмуртский, коми-зырянский, комипермяцкий и коми-язьвинский языки;
угорская - хантыйский и мансийский, а также
венгерский языки;
саамская - группа языков, на которых говорят саамы.
■ Самодийские языки традиционно делятся
на 2 группы:
северная - ненецкий, нганасанский,
энецкий языки;
южная - селькупский, и вымершие
камасинский, маторский, сойотский,
тайгийский, карагасский, койбальский
языки.

Языковая карта

ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ
В типологическом отношении уральские языки неоднородны. Возможно, уральский
праязык был в этом отношении более однороден. Большое типологическое
разнообразие объясняется рассеянностью уральских языков на большой территории,
их длительной изоляцией и отчасти влиянием языков других народов. Пермские, обскоугорские, и языки поволжской группы являются агглютинативными языками, в
прибалтийско-финских, самодийских и особенно в саамских имеются заметные
элементы флексии.

Распространенность языков уральской семьи:
(согласно переписи населения 2010 года)
1) В группе финно-угорских языков около 23 млн носителей:
венгерский – около 14 млн человек
финский - около 5 млн человек
эстонский – около 1,1 млн человек
многие финно-угорские языки являются языками национальных меньшинств и
находятся на грани исчезновения. К таким языкам, например, относится
ижорский язык, на котором в наше время говорят всего 123 человека.
2) В группе самодийских языков около 25 тысяч носителей:
ненецкий (язык ненцев) – около 22000 говорящих
селькупский (язык селькупов) - 1023 говорящих
энецкий (язык энцев) - 43 говорящих
а также существует ряд вымерших языков (маторский, тайгийский и др.)

Как говорят…

Пермский разговорник:
Едришки-шишки! Ёк-макарёк! Ёшкин свет! - Ой,
ну как же так! ну что за напасть!
Не мороси! - Не ной! Отстань!
Баско! Зыбанско! - Классно!
Юкагирский:
Ньумудьэлмэ - во время установки чума после
кочевки
Ходэйчэндэҥ - с ленцой, без настроения, уныло
энду ньилайаат - друг за другом, по очереди
Ньорхочэндэҥ - сморщенно
Чё вы надо мной растыкаете? - Почему вы надо
мной подшучиваете?
Он такой баский! - Он симпатичный, он мне
нравится.
Он вообще шишкотряс. - Он-бедный человек.
Она вообще Егарма. - У неё очень сложный
характер.
Я сегодня как зимогор. - Я сегодня слишком
тепло одет.
Венгерский:
Здравствуйте - üdvözlöm (от одного лица) - удвёзлём
до свидания – Viszontlátásra - Висонтлаатаашра
Я говорю по-русски - Beszélek oroszul - Бесиилэк
оросуль

Саа́мские языки - группа родственных языков, на которых говорят саамы (устаревшее название -
лопари) на севере Скандинавского полуострова, в Финляндии и на Кольском полуострове в России.
Входят в финно-волжскую группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Общее число
носителей - около 25 тысяч человек при оценке саамского населения в пределах 80 тысяч.

Письменность саамских
языков в России
основана на кириллице,
в других странах – на
латинице. Автором
первого саамского
алфавита был Яакко
(Якоб) Фельман (1795-
1875), финский
священник и натуралист,
собиратель саамского
фольклора.
Первый алфавит был
разработан в 1933 г. на
основе латиницы. В
1936 г. переведен на
русскую графическую
основу. Современный
алфавит утвержден в
1892 году.

Носители разных саамских языков не всегда понимают друг друга
6 из 10 саамских языков сегодня имеют свою письменность
Из приблизительно 70000-100000 саамов меньше 20000 человек говорят на саамских
языках.
В наши дни в некоторых регионах Северной Норвегии дети растут полностью двуязычными
с саамским и норвежским языками (происходит ревитализация)
Письменность для зарубежных саамов на основе латиницы была создана в XVII веке в
Швеции
В 1880-1890-е годы издавались на кириллической основе книги для кольских саамов.
787 саамов из 1991 проживающих на территории России владеют саамским языком

СААМСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Саамский фольклор концентрирует в себе элементы истории, хозяйственных понятий,
религиозно-обрядовые традиции, юридические и моральные нормы и различные формы
общественных увеселений.
Основными типами фольклорных явлений у саамов России следует считать: сказочный
эпос, песни, обрядовый фольклор. Но так как фольклор обрядовый почти в равной мере
проявляется и в эпической, и в песенной форме, то наложение фольклорных жанров может
быть исчерпано двумя видами: сказки и песни.
По содержанию саамские сказки можно классифицировать
на следующие разделы:
1) героические сказания (богатырский эпос);
2) сказания и сказки мифологические;
3) сказки и повести бытовые (бывальщины);
4) русские сказки (разного содержания)

Основные национальные символы саамов - флаг
и гимн. Национальный флаг саамов был
утверждён в 1986 году на Конференции
северных саамов.
Национальный гимн
саамов - положенное на
музыку стихотворение
норвежского школьного
учителя и политического
деятеля Исака Сабы.

ГИМН СААМОВ. 1 СТРОФА
Guhkkin davvin Dávggáid
vuolde
sabmá suolggaid
Sámieatnan.
Duottar leabbá duoddar
duohkin,
jávri seabbá jávrri lahka.
Čohkat čilggiin, čorut
čearuin
allanaddet almmi vuostái.
Šávvet jogat, šuvvet
vuovddit,
cáhket ceakko
stállenjárggat
máraideaddji mearaide.
Под Медведицей
Большой
вдали синеет край
Саамов,
гора уходит за горой,
вода мелькает за водою,
грады вершин и гребни
сопок
стремятся к небу высоко,
шумят леса, текут там
реки,
стальные мысы
достигают
пространств волнующих
морей.

Уральская языковая семья представлена финской группой .

Народы уральской семьи проживают в основном на севере и северо – западе европейской части России, в Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири. Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно – угорской языковой группы : мордва, мордва-эрзя и мордва-мокша - 979 тыс., удмурты (636,9 тыс.), марийцы (604,8 тыс.), коми (293 тыс.), коми-пермяки (125 тыс.) и карелы (93 тыс.). В центральной части Западной Сибири проживают народы финно- угорской группы – ханты (29 тыс.) и манси (12 тыс.). Также относятся к этой группе эстонцы (28 тыс.), финны (34 тыс.), венгры (4 тыс.), вепсы (8 тыс.), саамы (2 тыс.).

Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой уральской семьи. К ней относят ненцев (41 тыс.), проживающих на Крайнем Севере, нганасан (0,9 тыс.) и селькупов (4 тыс.). Численность их в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел.

Один из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ.

Северокавказская языковая семья.

Народы северокавказской языковой семьи представлены двумя группами: нахско – дагестанской языковой группой, к которой относятся: чеченцы (1361 тыс.), ингуши (411,8 тыс.), аварцы (757,1 тыс.), даргинцы (510,2 тыс.), лезгины (411,6 тыс.), лакцы (157 тыс.), табасараны (132 тыс.), балкарцы (108 тыс.). Помимо них Дагестан населяют многие малочисленные этносы и субэтносы: рутульцы (30 тыс.), агулы (28 тыс.), цахуры (10 тыс.), удины (4 тыс.) и др. К абхазско – адыгской группе относятся: адыгейцы (129 тыс.), кабардинцы (520,1 тыс.), черкесы (61 тыс.), абазины (38 тыс.), а также абхазы (11 тыс.). К кавказской языковой семье относятся и грузины (198 тыс.).

Крайне малочисленна чукотско-камчатская языковая семья, в неё входят чукчи (16 тыс.), коряки (9 тыс.), ительмены (3 тыс.); юкагиры (2 тыс.), нивхи (5 тыс.), кеты (2 тыс.) относятся к полиазиатским народам, а эскимосы (2 тыс.) и алеуты (0,6 тыс.) – к особой семье, имеющей американоидные черты.

В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определённых занятий проживает более 1 млн. китайцев. 15 лет назад на территории России их проживало чуть более 5 тыс. человек. Всероссийская перепись зафиксировала, что уже сейчас в России живёт 4 млн. 43 тыс. китайцев и вьетнамцев. Таким образом, четвёртое место по численности сейчас занимают не чуваши, как прежде, а китайцы. Между тем, по данным независимых исследователей, если наметившаяся тенденция будет сохраняться, то к 2015 году каждый четвёртый житель России будет китайцем.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. По национальному признаку на первом месте стоят русские (71,7%), на втором месте – татары (3,7%), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. (Рис. 4).

На Северном Урале, на восточной стороне живет один из коренных уральских народов манси. В далекие времена их земли простирались далеко на запад от Урала. Об этом нам говорят названия, например рек: Каква, Косьва, Сылва, Сосьва, Лозьва, Москва. Да, да, и Москва - это древняя мансийская река! И другие места в середине Европейской России имеют мансийские корни. Моск - "корова", ва - "река", "вода". Названия рек, озер, гор, селений, очень консервативны и имеют весьма похвальную привычку отражать в себе следы тех народов, что жили здесь ранее, а потом по каким-либо причинам ушедших в другие места.

Уральская семья народов включает 20 национальностей:

ненцы, финны, карелы, мордва, саамы, марийцы, удмурты, венгры, коми, манси, ханты, нганасан, энцы, селькупы, саяно-самодийцы, ижорцы, эстонцы (вопрос спорный), вепсы, ливсы, води, ижорцы, чувашы – кукмарийцы. Некоторые сейчас имеют свое государство (Финляндия, Эстония, Венгрия) или автономию в составе РФ, а некоторые угасают и исчезают с лица земли. Например, нганасанов сейчас насчитывается меньше тысячи человек. Но историками доказано, что к началу нашей эры почти все эти народы плотно заселяли Урал и обширные регионы, прилегающие к нему с запада и с востока и были достаточно многочисленны.

Эти народы, очевидно, занимались скотоводством. Например названия лошади, седла, узды, кнута, стремени практически идентичны в говорах ханты, манси и венгров. И задолго до нашей эры уральские народы освоили земледелие. У них слова со значениями: молоть, корова, пахать, пшеница, полоть, прясть, ступа... Очевидно, что эти слова живут во всех этих говорах еще с времен, когда они принадлежали единому неразделившемуся пранароду. Венгерский ученый Петер Хайд даже считает, что так было еще за полтора тысячелетия до Рождества Христова!

Историк Жеребцов утверждает в пракоми языке широко употреблялись слова "кан" - царь, "оксы" - князь, "тун" - жрец, "айка" - старейшина. Это говорит о сложной социальной организации уральского народа. Слова же золото, платить и все земледельческие термины прауральцы позаимствовали у ираноязычных соседей с юга, т.е у ариев. Очевидно они тесно общались еще в I и II тысячелетиях до н.э. Таким образом уральские народы в те времена не были примитивными, занятыми подбором того, что Бог пошлет - охотой и рыболовством, а производили сами что им нужно то есть пахали землю и занимались скотоводством. А это уже предполагает сложную социальную организацию. Так вот лингвинистический анализ может послужить аргументом такой точки зрения.

Фото Встреча с манси. Мы в походе п.Дятлова, Мань-Пупу-нер-Торре-порре-Из-Печора Я слева в красной куртке

Но кроме того есть еще историческая память народа. Это народные сказания, эпос в котором из поколения в поколение передается опыт жизни. Правда там много причудливых фантазий, но все-таки есть и зерно исторической правды.

P.S. Немного про эстонцев. Они всегда считали себя родственниками финнов, но в наше время есть такая точная наука генетика, она все расставляет по своим местам. Определен генетический код всех ныне существующих народов и когда например археологи находят древние захоронения, то можно по-научному точно определить чьи они родственники. Так например древние гунны, найденные на севере Китая идентичны по коду современным жителям Рязани. А вот эстонцы по словам Тыну Эско "Самый низкий индекс отличия наблюдается у эстонцев с северо-западными русскими, латышами, литовцами и поляками. Генетически наиболее удалены от эстонцев итальянцы, французы, испанцы и северные финны из региона Куусамо. При этом, согласно данным исследования, южные финны также дальше от эстонцев, чем шведы, венгры и северные немцы." Эстонцы - это генетически по большей части русские, по меньшей остатки племен балтов.

УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, макросемья языков Евразии, включающая в свой состав языки, относимые к двум языковым семьям: финно-угорской и самодийской. Общая численность говорящих на уральских языках – ок. 25 млн. Уральские языки распространены отдельными островами большего или меньшего размера между 54° и 72° с.ш. полосой, тянущейся от Скандинавии на западе до полуострова Таймыр на востоке. Южнее очерченной территории и в отрыве от нее – в районе Карпат – живут венгры, язык которых также входит в уральскую макросемью; некоторое количество эмигрантов из Венгрии, в той или иной степени сохраняющих свой язык, имеется также в Америке, Африке, Азии и Австралии.

Вопрос о прародине уральцев, локализуемой в период с V по III (или в VI–IV) тыс. до н.э. в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами, является спорным. Гипотетическая общность уральского языка-основы (точнее, непрерывность контактирования различных прото-уральских диалектов) прекратилась, по-видимому, в результате переселения в этот период предков самодийцев в район Саянских гор, откуда в дальнейшем начался новый этап их расселения на север и затем на запад, как и предков финно-угров.

В существующих классификациях современных финно-угорских языков выделяются следующие ветви:

1) прибалтийско-финская (в нее входят финский, карельский, эстонский и языки малочисленных народов – вепсский, водский, ижорский, ливский);

2) финно-волжская, в которую входят мордовские (мокшанский и эрзянский) языки и марийский язык, существующий в двух вариантах, которые в последнее время часто считают двумя отдельными языками;

3) пермская (языки удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий);

4) угорская (в нее входят венгерский язык и объединяемые под названием обско-угорских хантыйский и мансийский языки).

Кроме того, особое положение в финно-угорской семье занимают саамские языки. К мертвым гипотетическим языкам относятся языки мери, муромы и мещеры.

Самодийские языки обычно делятся на северную (ненецкий, энецкий, нганасанский) и южную (селькупский язык) ветви. К мертвым саяно-самодийским языкам, исчезнувшим в связи с переходом их носителей на тюркские языки или на русский язык, относятся маторско-тайгийско-карагасский, камасинский и койбальский.

Существует и иная классификация, по которой внутри финно-угорских языков угорская ветвь противопоставляется всем остальным языкам (включая саамские), объединяемым в финно-пермскую ветвь, уральские же языки в целом при этом разделяют не на две семьи, а на три равноправных ветви – угорскую, финно-пермскую и самодийскую.

Наиболее древними памятниками уральских языков являются письменные памятники венгерского языка (рукописный текст Надгробная речь и молитва конца 12 в.), краткая новгородская берестяная грамота на карельском языке (заклинание от молнии, начало 13 в.), тексты на коми языке (14 в.), записанные древнепермской азбукой Стефана Пермского, и финские и эстонские памятники 16 в. У остальных финно-угорских народов самые ранние памятники письма появляются лишь в конце 17 в. или в начале 18 в. Среди уральских языков имеются и языки младописьменные, для которых письменность была разработана только в 20 в.; имеются также языки, утратившие свою письменность (ижорский) либо никогда ее не имевшие и до сих пор бесписьменные (водский). Для энецкого и нганасанского языков разрабатываются проекты алфавитов, которые не утверждены, но используются в некоторых школах и при издании материалов фольклора.

Уральские языки имеют как общие, так и особенные черты на всех языковых уровнях; специфику отдельных языков можно объяснить их разрозненностью и обилием контактов с языками других семей. Все уральские языки являются агглютинативными, но в большинстве из них, особенно в прибалтийско-финских, самодийских и саамских, имеются также элементы флективного строя (неоднозначность суффиксов, фузия на стыках морфем). Абсолютно во всех языках отсутствует категория рода.

Фонологические системы отличаются большим разнообразием в области вокализма: в одних языках (прибалтийские, за исключением части диалектов вепсского языка, саамские, самодийские, угорские, за исключением хантыйского) существует противопоставление долгих и кратких гласных, в других его нет. Противопоставление гласных полного образования редуцированным гласным характерна для марийского, мокшанского, мансийского, самодийских языков. Во многих прибалтийско-финских языках, а также в саамских, удмуртском, нганасанском имеются дифтонги и даже трифтонги (ливский, карельский, саамские), отсутствующие в остальных. Сингармонизм (гармония гласных) представлен во многих языках непоследовательно, в некоторых он исчез полностью (пермские языки) или существует в виде реликтов (мансийский язык и др.). В большинстве языков, имеющих долгие гласные и дифтонги, вокализм преобладает над консонантизмом, например в ливском языке или в селькупском, где 25 гласных и лишь 16 согласных. В консонантных системах количество согласных колеблется от 13 или 18, как в финском или в мансийском языках, до 33 и более, как в мокшанском, саамских и др. Как правило, в начале и конце слова не может быть стечения согласных, которое, однако, встречается в мордовских языках; исконно марийские, ненецкие, селькупские слова не могут начинаться со звонких шумных (за искл. губных). Ударение во всех языках (кроме эрзянского, где оно фразовое) – словесное, динамическое, иногда комплексное, как в мокшанском, марийском (долготно-динамическое), ливском и эстонском (долготно-тональное). В большей части языков ударение приходится на первый слог. В удмуртском оно падает на последний, в горномарийском – на второй от конца слог; разноместное нефиксированное и смыслоразличительное ударение представлено в пермяцком, ненецком, селькупском, марийском языках. Таким образом, наиболее общими чертами на уровне фонетики является постановка динамического ударения на первый слог, тенденция к сингармонизму, отсутствие стечения согласных в начале слова.

В уральской морфологии типологически общими для большинства языков можно назвать следующие черты: значительное количество падежей (иногда более 20 при среднем количестве 13), хотя возможны и трехпадежные системы (хантыйский язык); наличие 2 типов склонения – безличного и лично-притяжательного (в ненецком есть также лично-предназначительное, иначе дестинативное склонение, частично представленное также в энецком и нганасанском языках); категория единственного и множественного числа (при наличии еще и двойственного в самодийских, обско-угорских языках и в некоторых говорах саамских языков) с характерным употреблением единственного числа для парных предметов и частей тела и наличием у существительных в единственном числе общего значения; отсутствие артиклей, имеющихся только в венгерском и слабо развитых в мансийском языках (в мордовских и некоторых других языках артиклевые функции берет на себя глагол); повсеместное употребление наряду с падежами послелогов, а в прибалтийско-финских и саамских языках и предлогов. Особенностью именного словоизменения является существование категории предикативности у имени (в самодийских и мордовских языках). Глагольные парадигмы уральских языков еще более многообразны, и выделить типологически сходные глагольные черты труднее, чем в именах: залоговые противопоставления в большинстве уральских языков отсутствуют. Нет единства в количестве и семантике времен и наклонений. Во всех языках есть 3 наклонения (индикатив, императив и конъюнктив/кондиционалис, но наклонений может быть до 10). Настоящее время обычно не маркируется (исключением являются обско-угорские языки) и употребляется также в значении будущего времени. Наряду с утвердительным есть отрицательное спряжение (прибалтийско-финские, саамские, марийский, пермские языки), а также объектный и безъобъектный типы спряжения в угорских (см . ОБСКО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ), мордовских и самодийских языках. Различным является и расположение суффиксов в структуре слова: в единственном числе в одних языках показатель падежа следует за показателем посессивности, в других – наоборот, при этом как в той, так и в другой группе в отдельных падежах (чаще всего в аккузативе) порядок может быть иным, чем в остальных падежах данного языка. Суффикс множественного числа везде идет сразу за корнем перед показателями падежа и посессивности, порядок которых меняется от языка к языку. Например: основа + множ. ч. + падеж + посессив. (прибалтийско-финские языки), основа + множ. ч. + посессив. + падеж (венгерский и мансийский, язык коми), причем в коми используется обычный суффикс множественного числа, а в остальных – суффикс притяжательной множественности. Префиксы – явление для уральских языков редкое, но есть превербы (самодийские, угорские языки).

В синтаксисе разных уральских языков также немало различий. Более типичным считается порядок членов в предложении SOV («подлежащее – дополнение – сказуемое»), хотя нередко доминантным является расположение типа SVO (финский язык, саамские, пермские, реже мордовские и венгерский). Согласование сказуемого с подлежащим происходит по числу и лицу, но часто встречается согласование по смыслу, когда собирательное существительное в единственном числе согласуется с глаголом в форме множественного числа. Определение с определяемым, как правило, не согласуется, так как во многих языках прилагательные и числительные в функции определения не изменяются в числе и падеже (исключение – прибалтийско-финские языки). Во всех языках, за редким исключением, обладание чем-либо выражается по модели: глагол бытия + существ. в генитиве или дативе + суффикс притяжательности, т.е. буквально "у меня / мне есть что-то мое". Встречается так называемая изафетная конструкция, при которой выражение притяжательности происходит не в форме слова, обозначающего обладателя, а в форме слова, обозначающего объект обладания. Неличные (инфинитные) глагольные формы (инфинитив, причастия, отглагольные существительные) могут принимать личные глагольные суффиксы, посессивные и даже падежные и преобразовываться таким образом в финитные формы, создавая возможность образования таких полипредикативных конструкций, которым в других языках соответствуют придаточные предложения. Уральские языки в целом относятся к синтетическим, но в них немало и элементов аналитизма: наличие отрицательного спряжения со вспомогательным глаголом, послеложные конструкции и др.