Все о простудных заболеваниях

Включает в себя совокупность всех. Механизм включает в себя совокупность экономических форм и методов регулирования и управления агропромышленным производством. Смотреть что такое "совокупность" в других словарях

Духовный мир человека означает обладание важными личностными качествами: стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь человека невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, даёт каждому человеку неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре человека является активное, творческое отношение к жизни, к природе, другим людям, к самому себе.

Признак духовной культуры человека – готовность к самоотдаче и саморазвитию. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта человека должны быть направлены на благо окружающих.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Если в принципе можно найти одинаковых по биологическим признакам людей (близнецы), то двух людей с одинаковым духовным миром нет. Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека. Существуют разные виды мировоззрения:

обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

гуманистическое.
О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
представления;

убеждения , определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;
чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.


(книжн.). Сочетание, соединение, представляющее общую сумму чего-нибудь. Совокупность условий. Совокупность данных. По совокупности доходов обложить налогом. Предан суду по совокупности улик. Всё в совокупности.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОВОКУПНОСТЬ" в других словарях:

    См. собрание … Словарь синонимов

    Множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики. В статистике различают: генеральную (общую) С. изучаемых элементов и выборочную С., по свойствам которой средствами математической статистики… … Словарь бизнес-терминов

    СОВОКУПНОСТЬ, и, жен. (книжн.). 1. см. совокупный. 2. Сочетание, соединение, общий итог чего н. С. признаков. Всё в совокупности. С. статистических данных. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. aggregate; нем. Gesamtheit. 1. Соединение, совмещение. 2. Сочетание, общий итог ч. л., сумма. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    совокупность - объекты, выступающие вместе, как одно целое; атрибут совокупности связь; отдельные объекты, связанные чем л. между собой; субъект принадлежности; множество с повторяющимися элементами (матем. # точек. # причин). ▼ ГРУППА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ,… … Идеографический словарь русского языка

    Совокупность - множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики, но не обязательно системными свойствами (см. Система). Различают: генеральную С., т.е. полную С. изучаемых элементов, и… … Экономико-математический словарь

    совокупность - 3.4 совокупность (population): Множество рассматриваемых единиц продукции. Источник: ГОСТ Р ИСО 12491 2011: Материалы и изделия строительные. Статистические методы контроля качества … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Совокупность - Определенное множество индивидуумов, обследуемое в социолингвистических целях. Понятие, заимствованное социолингвистикой из социологии и применяемое при сборе социолингвистической информации. Генеральная С. различная по своим размерам С.,… … Словарь социолингвистических терминов

    совокупность - tiriamoji visuma statusas T sritis chemija apibrėžtis Tiriamasis objektas ar jų grupė. atitikmenys: angl. general population; population rus. генеральная совокупность; совокупность … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    совокупность - исследовать совокупность анализ … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Совокупность лжи , Дэвид Игнатиус , Агент Роджер Феррис приезжает из Ирака после ранения в ногу, но тут же получает крайне важное и срочное задание-проникнуть в террористическую организацию, которойруководит некто по имени… Категория: Прочее Серия: Книги Издатель: Эксмо, Домино , Производитель: Эксмо, Домино ,
  • Совокупность осей , Kolodajnay Ekaterina , Книга «Совокупность осей» – это жизнеописание фантастического ученого, получившего Нобелевскую премию. Книга интересна для думающих людей, ученых… Категория: Научная фантастика Издатель: Издательские решения , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов :

фискальная (наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом);

распределительная, или социальная (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения), стимулирующая (стимулирование экономической деятельности).

Налоги имеют важное значение для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.

Фискальная функция налогов (от лат. fiscus - «государственная казна») исторически была первой, и остается главной до сих пор. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. В России в последние годы налоги более 85 % дохода бюджета.

Распределительная функция налогов. Одни платят налоги, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

Стимулирующая функция налогов . Это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде (например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий). Прямыми являются и такие налоги, которые имеют отношение к прошлым доходам: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Это косвенные налоги . Они включены в цены товаров и услуг, например налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Косвенные налоги уплачиваются в бюджет производителями. Акцизы, т. е. налоги на отдельные товары и услуги, применяются широко, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах­ и странах с переходной экономикой - косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но эти налоги менее справедливы. В России в 1990-х годах доля косвенных налогов составляла более 70 %.

Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у нее есть свои особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой - 13 %. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый кодекс установил исчерпывающий перечень налогов, и другие не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на прибыль;

Платежи за пользование природными ресурсами;

Подоходный налог с физических лиц;

Таможенные пошлины;

Налог на имущество организаций.

Они обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Основным налогом для граждан является подоходный налог; его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50 %. Уплата подоходного налога - одна из обязанностей граждан; она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций - документов, которые должны представляться в специальное ведомство - налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года, например гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы. Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13 %: бухгалтерии предприятий ежемесячно начисляют этот налог, вычитают из зарплаты сотрудников и переводят в бюджет. Если у человека были иные доходы, то в начале года он должен заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а остальная - по декларации.

Индивидуальным подоходным налогом облагаются и частные предприниматели.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

В 1993 году ставки НДС в России были снижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10 %. По остальным товарам и услугам - до 20 %. Такие ставки действовали 10 лет - до 2004 года, затем снизили до 18 %.

Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но и часть их издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). В России он в целом соответствуют мировой практике.

Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют «налогами на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. С одной стороны, они способствуют сокращению потребления этих товаров, а с другой - пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию, например­ на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90 % отпускной цены товара (как, например, цены крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - их поставщики.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой группе налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

В налогообложении постоянно увеличивается часть косвенных налогов.

От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества - уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.

При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение - прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (к примеру, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.

1. Мировоззрение

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Основное ядро всякого М. (М. в более узком смысле слова) составляют философские взгляды. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя.

Материалистическое мировоззрение

Материализм (лат. materialis – вещественный) – единственное научное философское направление, противоположное идеализму . Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, т. обр., познаваемость природы. (Лао-Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др…

Идеалистическое мировоззрение

Идеализм – философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии . И. исходит их первичности духовного, нематериального, что приводит к его сближению с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму . Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую точку зрения (Теология ). Буржуазными философами термин “И.” употребляется во мн. смыслах, а само направление рассматривается как единственное подлинное философское.

2. Что такое философия (предмет философии, структура философского знания)

Филосо́фия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - Филосо́фия - форма общественного сознания, отражающая мир в целом и место в нем человека; позвонвательное, целостное, эстетическое и этическое отношение человека к миру.

Философия - наука о наиболее общих законах бытия (природа, общество и мышление)

Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично - материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.

^ Структура философского знания. Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения - многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными - выделяют разделы философии, или разделы философского знания:

фундаментальные (Что есть мир?) - онтология

познавательные (Как познается мир?) - теория познания (гносеология)

ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) - аксиология

этические (Что такое добро и зло?) - этика

эстетические (Что такое красивое, безобразное?) - эстетика

Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) - праксеология

3. Основной вопрос философии. Основные направления философии: материализм, идеализм, дуализм.

Философия определяется тремя вопросами:

1. Что я могу знать? (креационизм -творение)

2. Что я должен делать? (Поступать по морали, эстетический вопрос)

3. На что я могу надеяться? (вопрос веры)

Материали́зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека. Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем.

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

^ В философии сознания дуализм - это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух - нематериальный ресурс) и материя (физическое тело - материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма - субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

^ 4. От мифа к Логосу

Мифология есть резуль­тат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разо­браться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и фило­софией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед кото­рыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклоне­ния. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественны­ми, но и капризными, зловредными, преисполненными мститель­ности. Мифология являла собой об­разно-художественный способ объяснения или, говоря стро­же, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения при­родных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует кон­кретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. Содер­жание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реаль­ного знания, а предметом веры.

Логос» по-гречески означает «знание».

Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их

мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к

теоретическому мышлению»

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным,

античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления

5. МАТЕРИАЛИЗМ

(от лат. materialis - вещественный) , одно из двух главных филос. направлений, которое ре-шает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. пп. Признание первичности материи означает, что она никем не сот-ворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистич. решение второй стороны осн. вопроса философии- о познаваемости мира- означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеч. сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 в. гл. обр. в смысле физич. представлений о материи (Р. Бойль) , а позднее в более общем филос. смысле (Лейбниц) для противопоставления М. идеалйзму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Философы разделились на два больших лаге-ря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К.и Энгельс Ф.) . Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин. Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, наз. М. «метафизикой» (поскольку- М. признаёт независимое существование внеш. мира) . На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абс. духа или бога вне нашего сознания; М. здесь смешивается с определ. видами идеализма.

6. Марксизм

Марксизм развивается качественно определенными этапами и его подлинное творческое обновление сочетается с борьбой против открытого и скрытного, завуалированного пересмотра, ревизии марксизма.

Мы выделяем три основных качественных этапа развития марксизма с середины XIX в. до конца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это и четвертый, и последующие.

Первый этап – этап формирования и развития марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Это собственно марксистский этап, этап классического марксизма, изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практической деятельностью его учредителей , “классиков”, как их часто называют, – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. К собственным научным, теоретическим положениям, следуя выработанному методу, они относились как к развивающимся и требующим развития, критически и самокритически, нередко с большой долей иронии. Создав великие творческие разработки, они и относились к ним творчески.

Второй этап – этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX века теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции в Российской Федерации 1917 г., первых практических шагов движения по пути созидания социализма, творческого применения марксистской теории к особенностям российской практики, первого реального, труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистического общества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия. На него приходятся и кризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма, ленинского учения, марксизма-учения Ленина , замены творческого живого духа марксизма примитивной схоластикой и догматизмом.

Третий этап, охватывающий вторую половину XX в. мы бы определяли как этап преодоления сталинского насилия, контроля и диктата над марксизмом, ленинским учением, марксизмом-учением Ленина, борьбы ортодоксального и творческого марксизма, репатриации к творческому развитию марксистской теории в единстве с новой реальной практикой. Это этап усиления поисков новых толкований и видений марксизма нередко неадекватного толка в виде “западного марксизма” (в отличие от “восточного” – сталинского), частичного обращения к отдельным положениям марксизма в течениях “нового марксизма”, “неомарксизма”, обычно уходящих в сторону от марксизма, берущих лишь какую-либо его одну сторону и существенно ревизующих марксизм, нестандартных теоретических трактовок социализма и коммунизма в виде “еврокоммунизма”. В целом – этап своеобразного нового ренессанса марксизма, его творческого развития вширь и вглубь – как общей марксистской концепции, так и его регионально-особенных, национально-особенных воплощений и разнообразий – и в то же время усиления борьбы с попытками изнутри пересмотреть и ревизовать марксизм.

^ 7. История философии: великие философы-идеалисты.

Объективный идеализм Платона

Предмет философии по Сократу. Сократический диалог как инструмент поиска объективной истины (ирония, майевтика, индукция). ^ Сократические школы : киники, киренаики, мегарики.
Жизнь и сочинения Платона . "Линия Демокрита" и "линия Платона". Особенности идеализма Платона. Образ "пещеры" как психологическое обоснование идеализма. Учение об идеях :


  • идея вещи есть смысл вещи;

  • идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество;

  • идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи;

  • идея вещи невещественна; идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

  • Идеи - парадигмы (образцы) для творения Богом вещей.
Идеальный мир как царство благих сущностей. Противостояние идеального мира Платона миру обыденному как: абстрактного - конкретному, мира сущностей - миру явлений, мира оригиналов - миру копий и мира благого - миру злого. Идея Блага - высшая идея в иерархии идей Платона. Принцип материи у Платона :

  • бесформенность материи как чистого становления и как чистой возможности;

  • материя как необходимость;

  • непознаваемость чистой материи, материя как причина многообразия единичного, изменчивости вещей и зла.
^ Дуализм Платона: существование двух вечных начал - идей и материи. Материя, мир вещей и мир идей как три вида сущего (почти небытие, становление и бытие). Отношение вещей и идей. Душа космоса как динамическая творческая сила, источник движения, жизни, объемлющая мир идей и мир вещей. Учение о Боге. Телеология - учение о целях. Космос как овеществление Бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Психология Платона : три части души человека: разумная, страстная и вожделеющая; бессмертная душа как жизнь тела; метемпсихоза - учение о переселении душ; тело человека как "темница души". Эрос и платоническая любовь. Гносеология Платона : анамнезис - познание есть припоминание душой идей, виденных ею до воплощения. Учение об идеальном государстве :

  • сущность и происхождение государства;

  • устройство "идеального города" в соответствии с тремя частями души человека;

  • философы как мудрые правители идеального государства;

  • стражи - защитники государства;

  • роль третьего сословия;

  • тоталитаризм, аристократизм и утопический коммунизм идеального государства.
Эстетика: невысокий статус искусства в учении Платона - искусство как подражание подражанию - вещи подражают идеям, а творцы произведений искусства - вещам.

Субъективный идеализм Беркли

Беркли - английский философ (1685 - 1763). Выступал с критикой понятий материи, как вещественной основе тел, а так же теорией Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел, и учение Локка о происхождении понятий материи и пространства.
В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могуn. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".
То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.
Беркли был не только священником и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта.

^ Философская система и метод Гегеля

Под диалектическим методом Гегель понимал путь, который должно пройти мышление, стремящиеся возвести единству интеллектуальное созерцание знание о том, что по истине есть мир как целое, обрести такое понимание мира и место в нем, которая позволяет жить осмысленно. Диалектический метод Гегеля – метод философского осмысления мира, а не только его научного познания. Итогом применения этого метода является миросозерцание смысловой образ мира, а не просто та его картинка, которую можно получить, суммируя результаты отдельных наук. В «философии природы» и «философии духа» применяет диалектический метод выявляя в наличном действительное, иерархию проблем действительности. С именем Гегеля связан новый этап развития диалектики. Гегель полагает, что противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой все более содержательной.

^ 3 закона диалектики:


  • 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

  • 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

  • 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс

Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя.

Различают системное и прикладное ПО. Схематически программное обеспечение можно представить так:

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное . Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д.).

Базовое ПО включает в себя:

· операционные системы;

· оболочки;

· сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

· диагностики;

· антивирусные;

· обслуживания носителей;

· архивирования;

· обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:

· текстовые процессоры;

· табличные процессоры;

· базы данных;

· интегрированные пакеты;

· системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);

· экспертные системы;

· обучающие программы;

· программы математических расчетов, моделирования и анализа;

· коммуникационные программы.

Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер. Системы программирования – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат:

· трансляторы;

· среду разработки программ;