Все о простудных заболеваниях

Проверки фнс заработной платы. Зарплаты налоговиков в россии. По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Кому ждать выездную
налоговую проверку в 2017 году?

Риск налоговой проверки возможно минимизировать: не осуществлять взаимодействие с фирмами-«однодневками», посредниками без экономической выгоды. Но полностью исключить ее возможность нельзя.

Традиционно в зону риска входят те налогоплательщики, которые ведут бизнес с высоким риском. Такие риски установлены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012):

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и(или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и(или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Выездная проверка заканчивается составлением справки. После этого инспекторы снимут организацию с учета по месту нахождения закрываемого филиала (представительства) или иного обособленного подразделения.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т. д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.n alog.ru).

В отношении представления пояснений следует обратить внимание на поправки, которые были приняты в 2016 году. Если при камеральной проверке налоговый орган запросит пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направлять их можно будет только в электронной форме по ТКС. Формат установит ФНС. Пояснения на бумажном носителе не будут считаться представленными. Следовательно, если налогоплательщик представит пояснения по почте, они не будут считаться полученными, и налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщик в течение десяти дней с момента истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля имеет право представить свои письменные возражения на результаты этих мероприятий.

Есть также признаки, на которые обращают особое внимание налоговые органы во время работы компании:

1. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.

2. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.

3. Компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.

4. Неритмичный характер бизнеса компании.

5. Компания проводит единичные непрофильные операции.

6. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).

7. Компания применяет нерыночные цены или же цены сильно колеблются.

8. Отсутствие экономической целесообразности операции.

9. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.).

10. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.

11. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.

12. Сумма реализации по данным декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.

13. Компания представляет нулевую отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.

Таким образом, для того чтобы избежать налоговой проверки, целесообразно исключить критерии налогового риска.

Кто определяет критерии налогового риска?

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках с 2017 года?

1. В 2017 году администрирование страховых взносов входит в сферу регулирования налоговых органов. Однако они будут проверять те взносы, которые начисляются с 2017 года.

Налоговые органы будут проводить:

  • камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
  • камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
  • выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (Информация ФСС РФ).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

2. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним будут меньше НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов.

3. В 2017 году инспекторы в рамках одной выездной налоговой проверки смогут осуществить проверку всех видов фискальных платежей, установленных НК РФ (включая страховые взносы), и, соответственно, сделать доначисления по ним.

4. С 01 июля 2016 года инспектор неправомочен запросить документы, которые он может получить от других государственных структур.

5. С 2017 года налоговый орган будет также проверять иностранные интернет-компании, которые осуществляют услуги для юридических и физических лиц. Такие компании должны будут встать на налоговый учет и подавать декларации, а следовательно, налоговый орган сможет проводить выездные и камеральные проверки.

Что ищут налоговики?

Традиционно налоговые органы проверяют сделки налогоплательщика на предмет получения необоснованной налоговой выгоды.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Приведем схему необоснованной налоговой выгоды.

Полученная необоснованная налоговая выгода

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ФНС ожидаемо будут стараться выявить возможные факты недобросовестности сторон сделки и, выявив такие факты, контролировать цены и определять размер полученной налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Налоговые органы могут выявить отсутствие реально оказанных услуг и выполненных работ. В качестве примера можно назвать Определение Верховного суда РФ от 10.10.2016 № 309-КГ16-10785 . В данном решении суд установил, что отношения со спорными контрагентами использовались заявителем лишь в качестве дополнительных звеньев последовательности действий, целью которых являлось получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС и принятия расходов по налогу на прибыль. Доказательств фактического оказания услуг, выполнения работ данными контрагентами не подтверждено ни документами, ни контрольными мероприятиями. Еще один пример необоснованной налоговой выгоды нашел отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2016 № Ф02-4850/2016 . Суд установил, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, а согласованные действия общества и его контрагентов направлены на получение необоснованной налоговой выгоды; а кроме того, невыполнение предложения не влечет правовых последствий для общества, так как не содержит властных распорядительных, обязательных указаний.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Низкая рентабельность как риск проверки – вообще не стопроцентное свидетельство нечистых помыслов руководителей компании. Она может быть обусловлена, к примеру, маркетинговой политикой.

В рамках необоснованной налоговой выгоды ИФНС проверяет взаимоотношения с фирмами-«однодневками». Доказывают связи с фирмами-«однодневками» по наличию признаков рисков, которые установлены в концепции выездных налоговых проверок.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 № 09АП-2367/2016 суд пришел к выводу о наличии связей с фирмами-«однодневками». Согласно банковской выписке по расчетным счетам ООО «Примера» установлено, что ООО «Примера» производило перечисление за транспортные услуги в адрес организаций, имеющих признаки фирм-«однодневок» (отсутствует трудовой персонал, руководители являются «массовыми»), а именно: ООО «Простор», ООО «Эксполайн», ООО «Дорис». От УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве налоговым органом получены объяснения генерального директора ООО «Инвестпроект» С. В. Клюевой, которая сообщила о непричастности к деятельности ООО «Инвестпроект», данная организация ей не знакома, в период 2010–2012 гг. она работала в магазине «Перекресток» продавцом, также указала, что в 2008 году потеряла паспорт. По данному поводу она писала заявление в органы внутренних дел. Спустя некоторое время паспорт обнаружила в почтовом ящике. Также С. В. Клюева пояснила, что никогда от имени юридических лиц никакой деятельности не вела.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Немаловажным критерием для определения целесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок является рентабельность. Понятно, что чем выше этот показатель рентабельности, тем эффективнее деятельность организации. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. Существенным отклонением в сторону уменьшения считается 10% от среднеотраслевого значения.

Аналогичная связь с фирмами-«однодневками» была выявлена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-5428/14 . Налоговый орган указывает, что налогоплательщик и ЗАО «УК ЖКХ Монолит» являются взаимозависимыми лицами, а схема взаимоотношений между ними построена с целью получения необоснованной налоговой выгоды и вывода денежных средств через фирмы-«однодневки». При этом указываются всего лишь два основания для признания налогоплательщика взаимозависимым с его контрагентом: налогоплательщик, по мнению заинтересованного лица, находится в подчинении ГУ «ИС района Новокосино», руководителем которого являлся Дукман Владимир Андреевич, владеющий 36% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит», и сотрудники ДЕЗ Абдикеева Елена Александровна и Ломакина Татьяна Степановна, владели долями по 5% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит».

Кроме того, на практике налоговые органы ищут возможности доначисления налогов расчетным путем. Это возможно, если, например, налогоплательщик не представит документы для проведения налогового контроля. В определении Верховного суда РФ от 25.01.2016 № 302-КГ15-17939 суд отказал в оспаривании решения ИФНС. Общество с ограниченной ответственностью «ВостСибНефть» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции в отношении доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 438 350 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 50 551 506 руб., начисления пеней по указанным налогам в общей сумме 16 787 759 руб. 28 коп., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса в виде штрафа в общей сумме 4 288 131 руб. 93 коп. Точку поставил Верховный суд, указав на вину самого заявителя, не представившего первичных и иных документов для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Следовательно, по мнению суда, доначисление налогов правомерно.

Таким образом, очень часто налоговый орган ищет именно необоснованную налоговую выгоду. Доказательства могут быть различны:

  • сделки с взаимозависимыми лицами;
  • отсутствие документов;
  • регистрация по адресу массовой регистрации, массовый учредитель и генеральный директор;
  • работа с фирмами-«однодневками», не расположенными по юридическому адресу, и др.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Что до среднеотраслевых нагрузки и рентабельности, то, по сути, эти критерии представляют собой кокетливый фиговый лист, прикрывающий... Что именно, можно узнать, ознакомившись с перепиской участников раздела выездных проверок форума работников налоговых органов, где они в непринужденной неофициальной атмосфере и не особо стесняясь в выражениях, обсуждают свою тяжкую долю.

Мораторий на проверки – прошел один год

В 2015 году активно обсуждалась тема установления моратория на проверки. Многие ожидали именно послаблений в части налоговых проверок. Но сегодня видно, что эти ожидания не оправдались.

Во-первых, мораторий на проверки не коснулся в целом именно налоговых проверок. А судебная практика говорит о том, что проверки компаний ведутся и компаниям и предпринимателям доначисляются налоги и сборы.

Во-вторых, многие субъекты малого предпринимательства просто боятся использовать механизм моратория. Дело в том, что необходимо написать заявление об исключении из проверок, то есть мораторий не действует автоматически. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении них, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации. И многие компании и предприниматели опасаются именно того, что это вызовет дополнительные вопросы у проверяющих. Поскольку автоматического исключения субъектов малого предпринимательства из плана проверок не происходит, то многие компании и предприниматели не знают, каким образом применять данный механизм и как снизить риски налоговых проверок.

В-третьих, мораторий на плановые проверки не получил распространение в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.

В этой связи многие компании и предприниматели не почувствовали на себе действие моратория, не поняли, что они больше защищены со стороны государства и могут спокойно пережить кризисные явления в экономике.

В заключение нужно отметить, что риски налоговых проверок в 2017 году не снизятся. Также необходимо быть готовыми к изменениям, самостоятельно проводить контроль и проверку контрагентов, с которыми заключаются договоры. Какие еще можно дать рекомендации? Необходимо более тщательно проверять контрагентов, а также отслеживать «громкие дела» на предмет оценки налоговых рисков.

В рамках борьбы с «серыми» зарплатами и прочими нарушениям по НДФЛ и страховым взносам, инспекции практикуют заседания комиссий по легализации. Это делается в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Кому грозит приглашение на «зарплатную» комиссию? И что нужно знать, если это произошло?

В своем письме 17.07.2013 № АС-4-2/12722 Налоговая служба впервые регламентировала работу комиссий по легализации налоговой базы. Порядок распространялся на большинство основных налогов: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые сборы, налоги по спецрежимам, а также земельный, транспортный и имущественный налоги.

Однако в начале этого года ФНС отменила действие правил в отношении многих платежей (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ ФН). Что же касается НДФЛ и страховых взносов, то правильность формирования налоговой базы и полнота их уплаты по-прежнему остались предметом работы комиссий. А 25 июля 2017 года вышло письмо № ЕД-4-15/14490@, в котором ФНС представила обновленные правила функционирования «зарплатных» комиссий.

Цели и задачи

Основная цель комиссий по легализации налоговой базы - побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

Перед комиссией ставятся определенные задачи. Они сводятся к выявлению фактов нарушения в деятельности организации или предпринимателя, которые связаны:

  • с неоформлением трудовых отношений с работниками;
  • с выплатой «серой» заработной платы;
  • с выплатой зарплаты меньше величины МРОТ или прожиточного минимума;
  • с несвоевременной уплатой НДФЛ и/или страховых взносов;
  • с подачей недостоверной бухгалтерской и/или налоговой отчетности.

Этапы работы комиссии

Проведение непосредственно заседания комиссии с участием налогоплательщика или агента - один из этапов работа налоговых органов по легализации налоговой базы. Ему предшествует такая работа:

  • отбор кандидатов;
  • проведение в их отношении аналитических и контрольных мероприятий;
  • направление им писем, которые должны побудить на самостоятельное решение проблемы: внесение изменений в отчетность, погашение задолженности и так далее.

Если налогоплательщик не принял меры самостоятельно, готовится материал для рассмотрения и проводится заседание комиссии. Но и на этом работа по легализации налоговой базы не заканчивается. После проведения заседания налоговые органы будут отслеживать показатели деятельности лиц, которых приглашали на комиссию. Если нарушения не будут устранены, то могут вызвать на беседу в органы местного самоуправления, а некоторых субъектов - в региональную администрацию.

Как производится отбор

Специалисты налоговой инспекции анализируют имеющиеся в их распоряжении данные относительно деятельности налогоплательщика или агента в части уплаты НДФЛ и страховых взносов. При этом в кандидаты на заседание комиссии рискуют попасть:

  1. Налоговые агенты, которые:
    • имеют задолженности по НДФЛ;
    • снизили объем перечисления налога по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%;
    • платят заработную плату ниже среднего уровня по виду деятельности в данном регионе.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые:
    • имеют низкую налоговую нагрузку по НДФЛ;
    • заявили профессиональные вычеты в сумме более 95% от дохода;
    • отразили в декларации по НДС выручку от реализации, а в декларации по 3 НДФЛ - нулевой доход;
    • не подали упомянутые выше декларации за отчетный период.
  3. Плательщики страховых взносов, которые:
    • снизили сумму взносов за отчетный период более чем на 10% при неизменном количестве работников;
    • снизили количество сотрудников более чем на 30% по сравнению с прошлым периодом;
    • имеют задолженность по уплате взносов;
    • в прошлых периодах исчисляли взносы по дополнительному тарифу 6 или 9%, а в отчетном периоде применили иные ставки.
  4. Плательщики, в отношении которых:
    • есть информация от иностранных государств о получении доходов, которые должны облагаться НДФЛ в России;
    • есть информация, полученная из обращений граждан, организаций, контрольных ведомств и иных источников, об имеющихся у них налогооблагаемых доходов.

Этап анализа

Итак, кандидаты отобраны, и теперь сотрудникам налоговой службы предстоит провести анализ их деятельности в разрезе НДФЛ и страховых взносов. Для этого они анализируют самую разную информацию, в том числе:

  • полученную в рамках налоговой проверки согласно статье 93.1 НК РФ;
  • данные из открытых информационных ресурсов, реестров и баз, которые ведутся ФНС;
  • сведения, полученные из интернета и СМИ;
  • сведения от кредитных организаций, а также органов охраны правопорядка, таможенных, лицензирующих, ПФР и прочих фондов, органов муниципальной власти, Центрального банка, Роструда и иных;
  • информацию, содержащуюся в жалобах от имени гражданина и юридических лиц;
  • сведения, предоставленные сотрудниками или акционерами проверяемой организации.

Вся найденная информация используется для анализа по таким направлениям:

  1. Основные учетные данные и прочие сведения, которые дают общую характеристику объекту анализа.
  2. Баланс организации.
  3. Уровень заработной платы и исполнение обязанности по уплате НДФЛ.
  4. Исполнение обязанности уплаты страховых взносов.
  5. Отчетность предпринимателей.

Оценив деятельность субъекта, налоговые специалисты делают выводы об уровне его налогового риска. Если организация или ИП будет отобрана для явки на комиссию, также последует расчет его налоговой нагрузки.

Шанс добровольно закрыть все вопросы

Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.

В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.

Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:

  • погасить задолженность;
  • провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
  • скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
  • представить уточненные декларации и расчеты.

На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.

В качестве реакции налогоплательщик или агент может уплатить задолженность, представить уточненные документы либо аргументированные пояснения того факта, что нарушений он не допускал и, соответственно, причин вызывать его на комиссию нет.

Вызов на заседание

Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.

Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.

Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.

Процесс рассмотрения

Единого порядка для проведения заседания нет - в каждом случае оно проходит индивидуально. Однако у приглашенного лица в любом случае должна быть возможность пояснить причины своих нарушений, а также рассказать о том, что он сделал либо планирует сделать для их устранения.

В результате рассмотрения комиссия вынесет рекомендации. Если они связаны с искажением данных учета, будут определены сроки, в которые необходимо их устранить. Помимо погашения задолженности и представления уточненных отчетов/расчетов, субъекту могут рекомендовать принять меры по недопущению подобных нарушений в будущем.

Можно ли не явиться?

Факт отсутствия на заседании приглашенного субъекта будет отражен в протоколе. Если это вызвано уважительными причинами, то заседание могут перенести. Если же нет, то оно состоится и без «ответчика». При этом на нарушителя могут наложить штраф по статье 19.4 КоАП РФ в сумме 500–1000 рублей для гражданина и 2000–4000 рублей - для должностного лица.

Если приглашенное лицо не явилось (не направило своего представителя) и при этом в его деятельности по данным отчетности не намечается позитивных изменений, то в его отношении могут быть приняты иные меры:

  • вызов на комиссию при органах муниципальной власти (или региональной, если речь об унитарных предприятиях или акционерных обществах с участием государственных структур);
  • предпроверочный анализ деятельности;
  • выездная проверка.

После комиссии

Итак, субъект посетил комиссию и получил протокол с рекомендациями. Теперь его деятельность будет под наблюдением налогового органа, который будет отслеживать, есть ли позитивная динамика.

При этом раз в квартал ИФНС будет контролировать:

  • уточненные декларации/расчеты с увеличенными размерами НДФЛ и страховых взносов;
  • динамику погашения задолженностей;
  • динамику численности сотрудников;
  • размер выплачиваемой сотрудникам заработной платы;
  • налоговую нагрузку.

В отношении работодателей-должников и тех, кто выплачивает зарплату ниже минимумов, контроль будет проводиться ежемесячно.

Если будет выявлено, что плательщик либо агент не показывает никакой позитивной динамики и не представил по этому поводу пояснений, то информация о нем будет направлена для проведения предпроверочного анализа. В итоге субъект имеет большие шансы попасть в план выездной налоговой проверки.

Дата публикации: 12.01.2018 09:40

Выплата заработной платы «в конвертах» является одной из самых актуальных проблем налогообложения. Несмотря на предпринимаемые правительством и налоговыми органами меры по выводу заработной платы из тени, существенная ее часть до сих пор выплачивается «в конвертах».

В наше время экономических потрясений и кризисов люди, зачастую не задумываясь, соглашаются на условия работодателя получать, так называемую, «серую» заработную плату, оформляясь по трудовому договору на минимальную сумму, а остальную часть получают наличными «в конвертах». Недобросовестные работодатели этим пользуются, умело сокращая свои расходы.

В таких случаях, каждый работник, получающий зарплату «в конверте», должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, от которых в будущем зависит размер пенсии, право на использование налоговых вычетов в полном объеме, право на получение кредитов в банках.

Поскольку выплаты «теневой» заработной платы наносят значительный ущерб не только государству, но и гражданам, работа по выявлению и пресечению этих нарушений является одной из приоритетных задач налоговых органов.

Для обеспечения в постоянном режиме мер по профилактике и борьбе с выплатой «теневых», «серых» зарплат в региональном Управлении Костромской области подключены и круглосуточно функционируют телефоны «доверия», по которым граждане могут сообщить о нарушениях, связанных с выплатой заработной платы, а также на постоянной основе действуют специальные комиссии по легализации налоговой базы.

Основным инструментом в работе комиссий налоговых органов является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях таких комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности. На заседаниях таких комиссий активное участие принимают приглашенные участники из числа представителей органов власти и других контролирующих служб.

За январь – декабрь 2017 года проведено 262 заседания комиссии по легализации налоговой базы по вопросам выплаты «теневой» заработной платы, из них в налоговых органах –212, в администрациях муниципальных образований – 50. На комиссиях заслушано 580 (30 из них в рабочем порядке при рассмотрении заявлений граждан) налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату работникам ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, из них в налоговых органах – 446(28 из них в рабочем порядке при рассмотрении заявлений граждан), в администрациях муниципальных образований – 134.

По результатам работы комиссий повысили заработную плату 79 налогоплательщиков, или 13,6 % от числа заслушанных на комиссиях.

Сумма дополнительно поступившего НДФЛ по результатам работы комиссий по данным КРСБ составляет 95 тыс. рублей.

Из заслушанных на комиссиях налогоплательщиков - 41,2 % заняты в торговле, 12,9 % - в обрабатывающих производствах, 8,3 % - в сфере лесопромышленного комплекса, в сфере деятельности сухопутного транспорта 3,6 %, в гостиничном бизнесе – 1,6%, в прочих видах деятельности – 14,7 %, в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -4,5 %, в растениеводстве – 3,1 %, в строительстве - 6 %, в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 4,1 %.

УФНС по Костромской области разъясняет, что по налогоплательщикам, которые игнорируют приглашения на заседания комиссии в налоговых органах, без объяснения причин, материалы направляются мировым судьям, поскольку неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от двух тысяч до четырех тысяч рублей. За 2017 год в суды направлено 43 протокола об административном правонарушении (из них 19 протоколов на рассмотрении, по 12-ти вынесено устное предупреждение, по 9-ти вынесено решение о непривлечении к ответственности, 3-м назначен штраф).

От физических лиц поступило 123 обращения о фактах выплаты заработной платы «в конвертах», которые рассматриваются в оперативном порядке.

За 2017 год проведено 111 выездных налоговых проверок, в 24 проверялся вопрос выплаты зарплаты в конвертах, в 16 налоговых проверках проверялся вопрос выплаты заработной платы ниже среднего уровня по ВЭД. Также в рамках комиссий по легализации заработной платы рассматривается вопрос и по задолженности неперечисленого в бюджет НДФЛ. Сумма поступлений НДФЛ, поступившая в январе-декабре, составила 2,25 млн. рублей.

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях - до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

ФНС изменила правила налоговых проверок — коротко о новациях

С 1 января 2017 года в силу вступил целый ряд изменений в НК РФ, основанных на требованиях законов, принятых в прошедшем, 2016 году. Среди них можно выделить:

  • закон «О внесении…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ, цель которого — отнесение ФНС полномочий по взиманию страховых взносов и распространение норм налогового законодательства о проверках на организации и граждан, являющихся плательщиками средств, направляемых в ПФР, ФОМС и ФСС;
  • закон «О внесении…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ, предоставляющий возможность заинтересованным лицам вносить налоговые платежи вместо налогоплательщика, определяющий степень ответственности поручителей налогоплательщика, устанавливающий порядок начисления пеней и особенности проведения налоговых проверок.

Среди новшеств 2017 года следует также отметить и закон «О внесении…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ, нормы которого согласно ст. 2 этого закона распространяют свое действие на проверки, проводимые с 19 августа 2017 года. Цель данного закона — дополнение НК РФ новой ст. 54.1, определяющей пределы возможностей налогоплательщика использовать преимущества необоснованной экономии за счет налоговых платежей.

Каждый из перечисленных законов нуждается в подробном анализе, при этом для удобства читателей будем ссылаться на нормы НК РФ в новой редакции с учетом изменений 2017 года.

Страховые взносы — новое в проверке отчетности

П. 1 ст. 2 НК РФ определяет, что нормы НК РФ с 1 января 2017 года в полном объеме распространяются на уплату страховых взносов. Исходя из п. 3 ст. 8 НК РФ нормы налогового законодательства распространены:

  • на платежи на пенсионное страхование в ПФР;
  • платежи на медстрахование в ФОМС;
  • платежи в ФСС, направляемые на социальное страхование и в связи с рождением детей.

В то же время, исходя из требований п. 3 ст. 2 НК РФ, нормы НК РФ по-прежнему не распространяются на страхование от травматизма на производстве и страхование безработных граждан.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками взносов являются:

  • организации и ИП, которые в своей деятельности выплачивают вознаграждение физическим лицам;
  • граждане (нотариусы, адвокаты, оценщики и т. д.), вне зависимости от того, платят ли они вознаграждение другим физическим лицам или нет.

В обязанности перечисленных субъектов согласно ст. 23 НК РФ входят:

  • уплата взносов;
  • подача расчета по взносам;
  • подача документов и сведений для проверки обоснованности произведенных начислений;
  • хранение в течение 6 лет документов, которые требуются для проведения расчетов по взносам.

Отчетность по страховым взносам согласно ст. 80 и 423 НК РФ направляется ежеквартально в форме расчета, в котором указываются обобщенные данные обо всех застрахованных лицах, начисленных им суммах и полученном ими доходе, размере базы, облагаемой взносами, исчисленных взносах и т. д. Порядок заполнения и форма отчетности утверждены приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

Налоговые проверки по взносам в 2017 году

Передача функций по администрированию и контролю над платежами по страховым взносам ФНС предполагает, что в 2017 году вся отчетность по взносам сдается в налоговую инспекцию. Соответственно, на нее автоматически распространяются нормы о проведении камеральной проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ. В то же время все вопросы по отчетности, возникшие до передачи функций контроля в ФНС РФ, по-прежнему остаются в ведении соответствующих фондов, поскольку передача отчетной документации в органы ФНС РФ не предполагается.

При проведении проверки на практике налоговики смогут опираться лишь на документы и сведения, полученные ими от налогоплательщика, начиная с 1-го квартала 2017 года, так как ст. 4 закона 243-ФЗ правом проведения контрольных мероприятий и доначисления платежей по взносам до 1 января 2017 года ФНС РФ не наделяет.

Аналогичный порядок действует и в отношении выездных проверок. То есть в рамках выездной проверки, проводимой согласно ст. 89 НК РФ, может быть проверена лишь документация по взносам только за 2017 год и последующие периоды.

Практикам также следует обратить внимание на письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, которое определяет, что все подзаконные акты, а также разъяснения Минтруда РФ по вопросам исчисления взносов, изданные до 2017 года, остаются действующими, так как сам порядок начисления и уплаты взносов не изменяется. При этом правом разъяснения всех возникающих вопросов по взносам в 2017 году обладает уже ФНС РФ.

Не знаете свои права?

Недоимки по взносам

Пункт 2 ст. 4 закона 243-ФЗ определяет, что правом взыскания неуплаченных взносов, накопившихся пеней и штрафов, которые образовались до 1 января 2017 года, обладает уже ФНС РФ.

Взыскания проводятся в порядке и сроки, которые определены ст. 46-48 НК РФ. Для исполнения данной функции п. 2 ст. 4 закона 243-ФЗ обязывает соответствующие фонды передать сведения о накопившейся задолженности по взносам налоговикам.

Одновременно с правом взыскания недоимок к налоговым органам переходят права и относительно возврата переплат по взносам за периоды до 2017 года согласно ст. 78 и 79 НК РФ. Кроме того, на долги, возникшие до 2017 года, распространяется режим, предусмотренный ст. 64 НК РФ относительно предоставления отсрочек или рассрочек по таким платежам.

Стоит также помнить, что при утрате возможности взыскания страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов за периоды до 2017 года вследствие ненадлежащей передачи сведений о них в налоговые органы или по иным причинам, согласно п. 3 ст. 4 закона 243-ФЗ, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.

Новации закона 401-ФЗ

Новый п. 8.6 ст. 88 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов в рамках проведения проверок отчетности налогоплательщиков. С 1 января 2017 года при камеральной проверке налоговики помимо документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов, вправе требовать также письменное подтверждение льгот или иных оснований для освобождения сумм, выплаченных физическим лицам, от обложения страховыми взносами либо применения в их отношении льготных (пониженных) тарифных ставок.

Также закон 401-ФЗ устанавливает ряд новшеств, касающихся последствий проведения налоговых проверок:

  1. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога или иных платежей, в том числе пеней и штрафов, за налогоплательщика может исполнить другое лицо. В то же время такое лицо не вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налога или иного платежа.
  2. Согласно п. 3 ст. 74 НК РФ при наличии поручительства по уплате налогов налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. При неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей недоимки и налоговые санкции могут быть взысканы с поручителя во внесудебном порядке согласно требованиям ст. 46-48 НК РФ.
  3. Пунктом 4 ст. 75 НК РФ водится новый порядок расчета пени за каждый день просрочки уплаты налога. С 1 января 2017 года пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. В отношении организаций размер пени удваивается в том случае, если просрочка составляет более 30 дней.

Новации закона 163-ФЗ

Цель добавления новой ст. 54.1 в НК РФ — это имплементация ранее сложившейся судебной практики по разграничению реальных и фиктивных сделок, с необходимостью чего сталкиваются при проведении проверок специалисты налоговых органов. Основой новой статьи послужило постановление ВАС РФ «Об оценке…» от 12.10.2006 № 53. В нем изложены основные принципы определения степени добросовестности налогоплательщика при уменьшении налогооблагаемой базы, получения налогового вычета или иной налоговой льготы, на что обращают пристальное внимание налоговики.

П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает прямой запрет на получение налоговых выгод путем искажения отчетности, сведений о фактах хозяйственной деятельности либо имуществе, которое подлежит налогообложению.

Однако на практике нередки ситуации, когда предприниматели заключают юридически правильно оформленные сделки, которые не имеют под собой экономического смысла и направлены лишь на уменьшение налогооблагаемой базы.

Именно на борьбу с подобными явлениями и направлены нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые определяют 2 обязательных критерия для признания сделки действительной для целей налогообложения:

  • наличие делового интереса, то есть сделка преследует не только цели уменьшения налоговых платежей;
  • обязательства по сделке исполнены другой стороной.

Проверки подозрительных сделок

Согласно п. 5 ст. 82 НК РФ проверка сделки по признакам экономической целесообразности осуществляется при проведении налогового контроля, то есть в ходе камеральных или выездных проверок согласно ст. 88 и 89 НК РФ.

При этом доказывание того факта, что сделка не имеет экономического смысла (фиктивная), вменяется в обязанность специалистам налоговых органов. Положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ указывают на 3 обстоятельства, которые не являются подтверждением вины налогоплательщика в совершении именно фиктивной сделки:

  • документы по сделке со стороны контрагента подписаны неустановленным лицом либо субъектом, не имеющим таких полномочий;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • возможность получения аналогичного экономического результата иным путем.

В свою очередь, п. 4 ст. 54.1 НК РФ определяет, что аналогичные критерии для определения фиктивности сделок могут использовать плательщики не только налогов, но и сборов, а также страховых взносов.

Подводя итог, отметим, что принятые или вступившие в силу в 2017 году нормативные акты устанавливают значительное число новшеств, которые коснутся практически всех налогоплательщиков как при исчислении налоговых и иных платежей, так и при проведении проверок и реализации их результатов.