Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну .
В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.
Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:
1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.
2) Заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики.
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета.
Нейтралитет государства в войне - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в происходящей войне и не оказывать помощи и содействия воюющим сторонам.
Права и обязанности нейтрального государства закреплены двумя Гаагскими конвенциями 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (пятая конвенция) и о нейтралитете в морской войне (тринадцатая конвенция).
Территория нейтрального государства не может использоваться для провода войск и транспорта воюющими странами; с этой территории нельзя осуществлять военные действия; нельзя размещать радиопередающие устройства воюющих стран. Нейтральное государство обязано не предоставлять свою территорию для формирования военных подразделений и создания военных баз воюющих сторон, не передавать им боеприпасы, военную технику и любые виды вооружений; задерживать и интернировать корабли и военные летательные аппараты воюющих, если они не покинули их порт по истечению льготного времени; препятствовать и не разрешать воюющим задерживать в своем территориальном море суда третьих государств; препятствовать тому, чтобы по выздоровлении раненые могли снова участвовать в военных действиях и др. Нейтральное государство вправе отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить указанный статус; предоставлять свою территорию для перевозки и содержания жертв войны; оказывать посредничество в переговорах воюющих; предоставлять убежище войскам, кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием и др.
Вчера директор ФСБ РФ Бортников приказал создать пограничную зону на границе с Беларусью. Так у нас впервые за историю суверенитета появилось какое-то подобие размежевания с Россией. Сегодня интернет наполнился слухами о том, что Беларусь подумывает о выходе из ОДКБ и Таможенного Союза.
Если так действительно когда-либо произойдет, это обозначит новый вектор во внешней политике Беларуси. Мы не на словах, а на деле движемся к созданию нейтрального государства. Но что это вообще такое — нейтральное государство?
ШВЕЙЦАРИЯ
Процесс законодательного оформления швейцарского нейтралитета начался ещё в 1815-ом году на Венском Конгрессе, который перекраивал мир после Наполеоновских войн. Но и до этого Швейцария сотни лет не брала участие в вооруженных конфликтах и захватнических войнах.
Эта горная страна умудрилась в XX-ом веке пережить 2 мировых войны и стать центром посредничества по многим вопросам. Несмотря на внеблоковый статус, на территории страны расположены штаб-квартиры множества международных организаций:
- Европейское Отделение ООН
- Всемирная организация здравоохранения
- Международная организация труда
- Международный Комитет Красного Креста
- Всемирный совет церквей
- Всемирная торговая организация
- Всемирная организация интеллектуальной собственности
- Международный олимпийский комитет
Швейцария считается самой надежной страной для вложений и инвестиций, именно поэтому ее выбирают самые важные и влиятельные международные организации. Настоящая стабильность привлекает тех, кому нужны прозрачные правила игры и соответствующий бизнес-климат. Ну и да, швейцарцы одна из самых милитаризованных наций мира, поэтому с войной к ним лезть побоялся даже Гитлер.
АВСТРИЯ
Австрийский нейтралитет официально закреплён с 1955-го года законом на конституционном уровне. Закон провозглашает вечный нейтралитет и отказ от военных союзов, запрет на размещение любых военных баз на своей территории. Зато Вена остаётся важным мировым и дипломатическим центром мира. В австрийской столице размещаются штаб-квартиры ОПЕК, ОБСЕ, МАГАТЭ.
Австрийский нейтралитет довольно подвижен и гибок. Австрия не осталась в стороне во время балканских войн, открыв свое воздушное пространство для самолётов НАТО. Таким образом страна лавирует, в критические моменты охраняя свои интересы в регионе. Однако население в целом не горит желанием вступать в какие-либо военно-политические блоки. Да и зачем, когда жизнь и так прекрасна, если судить по показателям ВВП на душу населения!
ФИНЛЯНДИЯ
Формально политика Финляндии звучит как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона». Страна не является членом НАТО (имеет статуса наблюдателя) и не посылает войска в международные горячие точки. Тем не менее Суоми активна в международных делах, поддерживает все основные миротворческие инициативы ООН.
Парламент Финляндии
Несмотря на свою нейтральную позицию, Финляндия внимательно следит за мировой политикой. После крымских событий у населения возросли симпатии к членству в НАТО. Армия Финляндии проводит совместные учения с Альянсом в различных областях и сферах. Фины слишком хорошо помнят Зимнюю войну 1939-1940 годов.
ИРЛАНДИЯ
Ирландия, имея непростую историю отношений с Англией, не является членом НАТО и стремится проводить свою самостоятельную внешнюю политику. Также Ирландия является настоящей Европейской силиконовой долиной, активно привлекая международных гигантов в данной сфере. Microsoft, Amazon, Google, Oracle, Dell, Apple, SanDisk, Kingston, Facebook, Intel, HP, Eircom, EMC, IBM, Red Hat, Ericsson, Bentley Software, Siemens, Twitter, Linkedin,Yahoo!, Cisco, Dropbox, Electronic Arts, Alcatel, AOL — вот краткий список основных компаний, центры которых располагаются на острове. Если львиная доля влияния Швейцарии это банковские активы, то Ирландия же собирает в своём мега-хабе всех крутых игроков интеллектуального труда.
В итоге в Ирландии третий год подряд рекордно растёт ВВП. Пока общий рост по ЕС составляет 1,5%, то у ирландцев в 2015-ом году — 26%. Вот так выглядит настоящая стабильность и нейтралитет.
МАЛЬТА
Мальтийские кадеты
Мальта получила независимость от Великобритании в 1964-ом году. И первым делом она сразу же стала избавляться от чужих военных баз и закрыла офис НАТО. Какое-то время остров даже отказывался принимать военные корабли США для совместных учений. Мальтийцы грамотно взвешивают все «за» и «против» различных союзов. Когда им понадобилось больше экономических связей и туристов, они в 2004-ом вступили в ЕС.
Валлета — столица Мальты
Несмотря на небольшое количество населения (чуть более 400 тысяч), островитяне содержат около 2 тысяч военных для защиты своей страны. Экономически мальтийцы также чувствуют себя спокойно. Мальта входит в топ-30 стран по ВВП на душу населения, а также имеет высокий потенциал по индексу человеческого развития.
Таким образом, мы видим конкретный пример, как в Европе спокойно существуют страны, которым не нужны Союзные Государства или ОДКБ. И интересно, что они все являются высокоразвитыми и экономически стабильными государствами. Именно с такой стабильности и надо брать пример.
Вконтакте
Которое обязуется не участвовать в войне между другими государствами, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.
1. Концепция
В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.
Во эвентуальных нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отмененным односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне и доведения этого заявления к сторонам, что воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагских конвенциях 1907 p., А также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 p., Которые определяют, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюющих, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки нарушить нейтралитет.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военных союзов и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).
Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:
- не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
- не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелет и т.д.);
- не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (т.е. ограничения одинаковые или вообще отсутствуют).
Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, т.е. умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и, возможно, с надеждой предотвращения войны в целом.
Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широким понятием является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские соглашения (1899 и 1907).
Страна, которая оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.
2. Текущие нейтральные страны
Текущие нейтральные страны являются:
3. Страны, которые были или пытались быть нейтральными
Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международным делам:
Когда нейтральные страны:
Другие страны, возможно, активнее на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие страны. Такой декларацией намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, как от границ для врага, и теперь нужен, чтобы тратить ресурсы.
Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия , Испания , Лихтенштейн , Португалия , Сан-Марино , Швеция и Швейцария сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными до границы. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.
Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что в ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.
4. Нейтралитет в истории
4.1. Древняя Греция
4.2. Средневековье
В Тридцатилетнюю войну Иоанн-Казимир (саксонский герцог) сначала придерживался нейтралитета, потом примкнул к Густаву-Адольфу.
4.3. Новое время
- 1779-1783 - вооруженный нейтралитет союз России, Дании и Швеции, а также ряда других государств, сложившийся в во время войны североамериканских колоний за независимость направленный на защиту судоходства нейтральных стран.
- 1870-1871 - С самого начала франко-прусской войны Андраши, Дьюла выступал поборником строгого нейтралитета Австро-Венгрии.
4.4. XX-XXI века
- 1902 г. - Италия заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь
свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.
Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем
постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.
В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно
§ 5. Признание государств
которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.
Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.
Признание государств
Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью.
Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.
В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания.
Исторически сложились две теории признания - декларативная и конститутивная.
Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-
Глава 3. Субъекты международного права
субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.
Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.
Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Турция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с европейскими странами. Хорошо известна сложная история признания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.
Взгляды отечественных юристов-международников в современный период базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.
Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-
§ 5. Признание государств
ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.
Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства».
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-
Глава 3. Субъекты международного права
тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства неконституционным путем. Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливавшая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.
В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.
Проблема признания может возникать применительно к национально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.
Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Это облегчает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания независимости).
Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.
Правопреемство государств
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международно-
Глава 3. Субъекты международного права
го права. Положительной чертой названных конвенций является указание в их текстах на то, что правопреемство осуществляется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые воплощены в Уставе ООН.
В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенного субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю находящуюся под его суверенитетом или правомерно перешедшую под его суверенитет территорию. Публичная власть государства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласуется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляющие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.
Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.
§ 6. Правопреемство государств
Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Существует несколько объектов правопреемства, в круг которых в первую очередь включаются права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника, государственная собственность, государственные архивы, долги.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
Глава 3. Субъекты международного права
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.
Правопреемство в отношении международных договоров. В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существовавшие между бывшим французским правительством и государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.
В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принципу самоопределения наций». Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например соглашения по вопросам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почтовая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-
§ 6. Правопреемство государств
лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).
Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только
Глава 3. Субъекты международного права
при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.
Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24).
Примером закрепления правопреемства на основе «явственной договоренности» новых государств в отношении определенных международных договоров прекратившего свое существование субъекта - СССР - может служить содержание Протокола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомобильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся
§ 6. Правопреемство государств
Стороны согласились сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области автомобильного транспорта, участником которых являлся СССР».
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).
Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или
Глава 3. Субъекты международного права
уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; Ь) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях» (ст. 18).
Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).
Правопреемство в отношении государственных архивов. Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-
§ 6. Правопреемство государств
сударственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).
Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Нейтральными странами на европейском континенте принято считать Швейцарию, Швецию, Австрию, Финляндию, Ирландию. С некоторыми оговорками к этой группе можно отнести Мальту, Сан-Марино и Ватикан, а также Лихтинштейн, который не имеет собственных вооруженных сил и во внешней политике ориентируется на нейтральных соседей.
К нейтралитету эти страны приходили различными путями и в разное время. В течение самого продолжительного срока, придерживается нейтралитета Швейцария. После подписания в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о признании и гарантии ее нейтралитета великими державами, в том же году в Париже это решение было подтверждено в политико-правовом плане подписанием соответствующего акта. В 1848 г. нейтралитет Швейцарии получил закрепление в Конституции страны. Новая редакция Конституции Швейцарии была принята в 1999 г. В ней подтверждалось сохранение прежнего курса: в обязанности правительству, по-прежнему, вменяется «принимать меры для обеспечения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии» (Ст. 185, абзац 1).
Швейцария не понесла материального ущерба в годы Второй мировой войны, благодаря выдерживаемой правительством внешнеполитической линии. Она сохранила вся свою производственную базу и даже получила выгоды, происходившие из ее особого положения. Предприятия, занимавшиеся военными заказами для воюющих стран (химическая отрасль, машиностроение, металлообработка) работали на полную мощность, экспорт продукции значительно увеличился.
То, насколько удалось Швейцарии сохранить чистоту нейтралитета в период Второй мировой войны и, в какой мере пришлось в национальных интересах отступить от принципа абсолютного невмешательства, до сих пор вызывает споры историков. В сентябре 1996 г. Швейцария в очередной раз столкнулась с претензиями относительно позиции ее политического руководства и финансовых кругов во время Второй мировой войны. Дискуссии вышли за пределы страны. В сейфах швейцарских банков был обнаружен выморочный капитал, принадлежавший репрессированным гитлеровцами евреям и нацистское партийное золото, значительная часть которого была изъята на оккупированных территориях.
Профессор социологии Женевского университета и бывший национальный советник от партии социалистов Жан Зиглер вновь подверг разоблачению не вполне законную деятельность швейцарских банковских учреждений во время войны. В его книге «Швейцария, золото и мертвые» Ziegler J. La Suisse, l"or et les morts. - Paris, 1997. утверждается, что швейцарские банки сознательно финансировали военные расходы Гитлера, и что они также послужили укрывателями имущества, украденного у депортированных или отправленных в газовые камеры. Подобные утверждения заставляют задуматься о степени добровольности таких шагов, о том, не были ли действия Швейцарии вызваны очевидной, хотя и косвенной угрозой ее статусу и безопасности, заставлявшей «подыгрывать» потенциальному агрессору.
Политологам и экспертам-международникам важно понять, в какой мере нейтралитет Швейцарии обезопасил ее от немецкой агрессии, и каких уступок потребовало даже формальное невмешательство во внутренние дела нейтрального государства. Тогда швейцарцы были напуганы самой мыслью о том, что даже всеми признаваемый нейтралитет их страны не может гарантировать им безопасности. Стало в очередной раз понятно, что нормы и традиции международной жизни целиком и полностью зависят от доброй воли действующих на мировой арене государств.
Вместе с тем, военный опыт Швейцарии лишний раз подтвердил, что в условиях крупномасштабного военного конфликта попираются все нормы международного права. Однако статус нейтральности позволяет надеяться на сохранение пусть очень хрупких, но мирных взаимоотношений с воюющими государствами. Полный же отказ от обеспечения защиты и неприкосновенности территории статусом постоянно нейтрального государства, был сочтен ставящим под прямую угрозу «независимость конфедерации … и безопасность Швейцарии» Rechtsaussen attackieren Ziegler mit Strafklage. // Sonntagszeitung , Ndu 27 septembre, 1998..
В настоящее время Швейцария является не только процветающей европейской страной, но и государством, где наиболее активно проявляется международная жизнь, деятельность гуманитарных международных организаций. Именно благодаря своему нейтральному статусу Швейцария является европейским центром деятельности ООН. В Женеве находится Европейское отделение ООН, штаб-квартира Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и многих других крупнейших международных организаций.
Гибкое толкование политики нейтралитета позволило Швейцарии сотрудничать с государствами-членами НАТО. Так, например, швейцарская армия сотрудничала с армиями стран НАТО в процессе подготовки военных кадров, стандартизации вооружений. Западные фирмы, выполняющие заказы НАТО по производству вооружений, были размещены на территории Швейцарии.
Еще одна влиятельная европейская страна - Австрия, пришла в лагерь нейтральных государств, в соответствии с Московским меморандумом 1955 г., где была зафиксирована договоренность о том, что австрийское правительство возьмет на себя обязательство придерживаться нейтралитета. Тогда это давало Австрии возможность восстановления хозяйственного комплекса после военных разрушений. В том же году был подписан договор со странами-победительницами о восстановлении независимой и демократической Австрии.
В национальном законодательстве нейтралитет получил закрепление принятием 26 октября 1955 г. федерального конституционного закона о постоянном нейтралитете, в котором Австрийская республика обязалась поддерживать и защищать свой новый политический и международно-правовой статус «всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» (ст.1) Международное право в избранных документах. - М., 1957. Т. 3. С. 211.. Статус постоянного нейтралитета принес Австрии, так же, как и другим вышеназванным государствам, политическую стабильность и экономическое благосостояние. Территория страны постепенно становилась местом проведения важных международных встреч. Авторитет страны, доверие к ее политике с принятием нейтрального статуса только возросли.
Весьма значительное влияние на международный престиж страны оказало принятие нейтралистского внешнего курса Ирландией. Она получила фактическую возможность придерживаться нейтралитета в 30-х годах, после ликвидации на своей территории военно-морских баз Великобритании. Основой для принятия политики нейтралитета стала ирландская Конституция, которая была ознаменована отказом от статуса доминиона.
Нейтралитет Ирландии изначально имел своеобразную форму и подходил скорее под определение «вооруженный нейтралитет». Статья 28 Конституции Ирландии гласит, что «война не должна объявляться и государство не должно участвовать в какой-либо войне без согласия Палаты представителей» Конституции государств Европейского союза. - М. 1997. С. 56. . В то же время, Конституция оставляла Ирландии право на самооборону: «в случае вторжения на ее территорию, правительство может предпринимать действия, которые сочтет необходимыми для защиты» Указ. соч. С. 58.. Нейтралитет Ирландии заключался в отказе от участия в военных блоках, прежде всего в НАТО. Ирландия не входила в группу нейтральных и неприсоединившихся стран СБСЕ и в 1973 г. стала первым нейтральным государством-членом Общего рынка. «Ирландский нейтралитет не является доктриной, застывшей во времени и изолированной от реалий безопасности. Он не навязан извне, не гарантирован никаким международным договором. Эта политика поддерживалась всеми ирландскими правительствами. Ее суть, главная характеристика - уклонение от участия в военных альянсах» Ireland and the Partnership for Peace: an Explonatory Guide. - Dublin, 1999. P.7/. Центральным направлением ирландской внешней политики начала 60-х гг. стало миротворчество в различных регионах мира, прежде всего, в Европе.
Свою специфику имеет нейтралитет Люксембурга. Нейтралистская политика не стала долговременной характеристикой международного положения этой страны. Под влиянием политической конъюнктуры правящие круги Люксембурга добровольно отказались от нейтрального статуса, как препятствия к тесному экономическому сотрудничеству с ведущими западноевропейскими державами. Это государство более половины национального дохода получало от металлургической промышленности, соответственно более половины рабочих были заняты в этой отрасли. Такое положение в экономике делало Люксембург зависимым от экспортно-импортных обменов и иностранных инвестиций, что, в свою очередь, накладывало отпечаток на внешнюю политику. В сентябре 1944 г. правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали соглашение об унификации таможенных пошлин, а в 1948 г. объединились в свой собственный таможенный союз. В том же году вместе с Англией и Францией они подписали Брюссельский Акт о создании Западного союза.
Включение стран Бенилюкса в план Маршала и начало «холодной войны» определили дальнейшее развитие политики этих стран в сторону «атлантизма». В 1949 г. они вошли в Организацию Североатлантического договора. От Люксембурга это потребовало предварительного изъятия из Конституции статьи о нейтралитете.
Примером успешной реализации принципа нейтралитета является Швеция. Она долгое время на протяжении своей истории находилась в вооруженном противостоянии с Россией, однако, не достигла военных побед и была лишь финансово истощена. Политика нейтралитета дала ей возможность резко сократить военные расходы, аккумулировать финансовые средства, осуществить экономический подъем и сделала, в конечном итоге, одним из самых преуспевающих государств Европы.
Политика Швеции - это классический пример традиционного нейтралитета. При этом, в отличие от швейцарского варианта, обязанность Швеции придерживаться политики нейтралитета не закреплена ни в одном законодательном акте. Нет документов, где упоминается о статусе нейтралитета этого североевропейского государства. После Второй мировой войны Швеция придерживалась во внешней политике «воздержания от членства в союзах с целью соблюдения нейтралитета во время войны» Международные договоры, содержащие правила нейтралитета. /Материалы МИД России. Указ. соч. С.15.. Поскольку внешняя политика этой страны с XIX в. неизменно остается нейтральной, все прочие государства признают эту позицию в международных отношениях.
Приверженность политике нейтралитета и, как следствие, стабильность и социальная бесконфликтность в обществе позволили Швеции провести ряд успешных реформ. Быстрый экономический рост превратил Швецию в самую развитую европейскую страну. Комплекс социально-экономических и политических мер, успешно воплощенных в жизнь Швецией, получил даже название «шведской модели социального государства». Широко используется право государственного контроля в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода в целях повышения жизненного уровня населения. Столь же активно шведское государство в выработке внешнеполитической стратегии. Репутация страны, стремящейся в любых международных конфликтах придерживаться нейтральной позиции, позволяет Швеции играть активную посредническую роль, выступать в качестве беспристрастного арбитра, к услугам которого охотно прибегают конфликтующие стороны.
Финляндия начала придерживаться политики нейтралитета с момента подписания в Москве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндской Республикой. В нем указывалось на «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав» Внешняя политика Советского Союза. 1948 год. - М.,1950. Ч. 1. С. 183.. Из сути договора следовало, что Советский Союз выступал гарантом безопасности Финляндии в случае нападения Германии или ее союзников. Финской стороной военная помощь СССР должна была быть оказана только в случае нападения на него через территорию Финляндии. В этом случае применение Финляндией вооруженных сил не противоречило нейтралитету, так как совпадало с самообороной.
Оставшись в стороне от активных военных операций, страны Северной Европы понесли сравнительно небольшой материальный ущерб в годы Второй мировой войны. После подписания двусторонних договоров о перемирии с СССР и Великобританией Финляндия стала утверждать новый курс во внутренней и внешней политике.
Подписание североевропейскими странами Устава ООН не означало полного разрыва с политикой нейтрализма. Все страны заявили о своем желании держаться вне блоков. Летом 1947 г. Швеция, Норвегия, Дания приняли план Маршала. 4 апреля Дания, Норвегия и Исландия стали соучредителями НАТО с «базовыми оговорками», означавшими, что территории трех стран не будут в мирное время использоваться для размещения иностранных вооруженных сил. Швеция не вступила в НАТО, сохраняя верность политике нейтралитета.
С распадом Советского Союза на постсоветской территории образовалось много новых независимых государств. Каждое из них по-своему подходило к процессу государственного строительства с целью переустройства политической системы. Для молодых суверенных государств очень привлекательной была идея нейтрализма. Нейтралитет, как сложившийся институт, уже доказал свою состоятельность и целесообразность для государств, выстраивающих независимость. Он являлся, по сути, апробированным механизмом сохранения суверенитета и отстаивания своих национальных интересов для стран, не являющихся великими державами.
Идея приобретения статуса постоянно нейтрального государства, или провозглашения политики нейтралитета в свое время прорабатывалась во многих бывших советских республиках. Практически во всех созданных после дезинтеграции СССР государствах обсуждали этот вариант внешнеполитического курса. Подобные дискуссии проходили в Прибалтийских республиках, Беларуси, в Казахстане и Украине.
Сегодня Украина воспринимается Европой как государство, придерживающееся нейтральной политики, поскольку она не заявила прямо о своем намерении вступить в Североатлантический альянс или какой-либо другой военно-политический блок.
Туркменистан, оказавшись в силу своего геополитического положения вблизи со странами, где политическая ситуация крайне нестабильна, а также ввиду неоднозначных оценок международным сообществом развития своих религиозных контактов с исламским миром, посчитал для себя выгодным приобрести статус постоянно нейтрального государства.
К тому времени ни одно из вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств еще не создало своих национальных законов. Определяющей идеей Конституции независимого Туркменистана явилось органичное соединение традиционного и современного, достижений мировой цивилизации и исторического опыта государственного и общественного строительства Кадыров В. Конституция - олицетворение демократизма и гуманизма политики Сапармурата Туркменбаши. //Нейтральный Туркменистан . 18 мая, 2000..
Используя мировой опыт, Туркменистан провозгласил статус постоянно нейтрального государства с главной целью - идентифицировать страну в системе международных отношений. В 1992 г. Туркменистан вошел в Европейскую организацию безопасности и сотрудничества.
Механизм признания нейтралитета Туркменистана был абсолютной новацией в истории этого института мировой политики. Туркменистан стал первым в мире государством, нейтралитет которого утвержден ООН. 12 декабря 1995 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Она была поддержана представителями 185 стран.
Очевидно, что нейтральные страны современной Европы не только пришли к нейтралитету различными путями и в разное время, но также имеют различный круг политических и международно-правовых обязанностей. Кроме того, в различные исторические периоды содержание и толкование этих обязанностей изменялось.
Так, право нейтрального государства иметь собственные вооруженные силы для самообороны в случае нападения и отстаивания нейтралитета, появилось далеко не сразу. Сегодня «гибкое» понимание термина позволяет даже государствам со статусом постоянного нейтралитета не только закупать вооружения для своих воинских подразделений, но и самим производить его. Развитие высоких технологий, интеграция европейских стран в экономической сфере естественным образом привели к тому, что нейтральные государства уже не считают неприемлемым для себя экспорт вооружений.
Являясь членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development) нейтральные страны имеют военно-промышленные компании, выпускающие вооружения. Так, Швейцарская «Eidgenossische Rustungsb» изготавливает стрелковое оружие и боеприпасы, двигатели, авиационную и артиллеристскую технику, а «Oerlikon-Buhrle» - еще и ракетную технику Ежегодник СИПРИ. 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М., 2001. С. 357-359. . Швейцарская «Celsius» производит боеприпасы, стрелковое оружие и артиллеристскую технику, корабли и суда. Всемирно известные «Saab» и «Ericsson» - военную электронику. Кроме того, «Saab» занимается выпуском артиллеристской и ракетной техники Указ. соч. С. 357-361.. Экспорт различных видов обычных вооружений производит также Австрия. В период с 1995 г. по 1999 г. обычных вооружений в Швейцарию было поставлено на 1 млрд. 672 млн. долл., в Финляндию - 2 млрд. 513 млн. долл. Указ. соч. С. 371.
Начиная с 60-х годов, Швейцария проявляет интерес к сближению с другими нейтральными странами Европы - Швецией и Австрией. В мае 1960 г. как Швейцария, так и Австрия вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), задуманную, как альтернатива ЕЭС, чисто экономическую организацию, не предусматривающую создание наднациональных институтов.
Договор между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства вызвал дополнительную заинтересованность нейтральных стран в интеграции. В январе 1995 г. Австрия стала членом Европейского сообщества.
Исключения лишь подтверждают общую тенденцию. Население Швейцарии, например, настолько одобряет политику нейтралитета своей страны, что отказывается поддерживать вступление в какие бы то ни было международные союзы. На референдуме 1992 г. 50,3 % населения высказалось против присоединения к объединенной Европе Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век (1945 - 2000). - М.,2001. С. 18..
Таким образом, можно заключить, что институт нейтралитета претерпел длительную эволюцию. Он возник в европейской политике на заре становления крупных государств и стал специфическим дипломатическим инструментом для обеспечения безопасности и экономической стабильности отдельных государств, оказывавшихся во враждующем окружении в условиях международных кризисов и войн. Современное состояние института нейтралитета базируется на сложном комплексе норм международного права. Вместе с тем, очевидно, что этот феномен мировых международных отношений как никакой другой отличается множеством форм и вариантов, которые отражают национальную специфику нейтральных государств и являются их специфическим вкладом в сохранение общеевропейского мира. Нейтралитет невозможно рассматривать вне живого контекста мировой политики. Его вариативность является лишь подтверждением того, что этот институт, базируясь на международном праве, тем не менее, в значительной степени может функционировать лишь в результате «гибкого» использования доказавших свою эффективность внешнеполитических подходов нейтральных стран.