Все о простудных заболеваниях

Компетенции воспитателя по фгос дошкольного образования. Профессиональная компетенция педагогов. Просмотр содержимого презентации «Доклад»

Консультация для воспитателей

«Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ»

Хакимова Т.Ф., воспитатель МАДОУ №106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников) .

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру) , эмпатию (сопереживание, понимание другого) .
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно-методической;

Социально-педагогической.

  • Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
  • Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
  • Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Компетентность – это одна из форм профессиональной деятельности, которая обозначает наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Воспитатель ДОУ должен обладать следующими социально-профессиональными компетенциями, которые позволят осуществить познавательное развитие детей:

1. Социальные компетенции включают обмен информацией между индивидами, заявление о своих интересах и потребностях, проявление терпимости по отношению к другим людям и их мнениям, умение работать в команде и оказывать различную помощь другим людям, обладание эмоциональной устойчивостью;

2. Познавательные компетенции выражаются в самостоятельном обрабатывании и структурировании информации, поиске новых источников информации, концентрировании на учебе или работе, умении использовать приобретенные знания и навыки в различных ситуациях;

3. Операциональные компетенции - определение цели и порядок работы, умение противостоять неопределенности и неуверенности, умение принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

4. Специальные компетенции включают планирование методов решения проблемы, осуществление самоконтроля, активность в профессиональной деятельности, адаптация в новых ситуациях, оценка и корректировка планов, выявление ошибок и адекватных способов их устранения.

Итак, профессиональные компетенции, являясь фундаментом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, помогают педагогу ДОУ интегрировать знания, навыки и умения при осуществлении инновационной деятельности и использовании современных образовательных технологий на практике.

7. Профессионально- значимые качества педагога дошкольного образования

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веках. В современном понимании – воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и развития личности другого человека.

Педагог должен обладать: доброжелательный, искренний, общительный, добрый, обладать чувством юмора, терпеливостью, уметь устанавливать отношения с детьми, предотвращать и разрешать конфликты, пополнять свои знания путем самообразования, должен знать методику дошкольного воспитания и образования.

Для эффективного выполнения деятельности, человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Воспитатель должен обладать устойчивым и объемным вниманием. Так же воспитатель должен обладать по характеру психической активности: словесно-логической памятью, по характеру целей деятельности: непроизвольной памятью, по продолжительности сохранения материала: кратковременной памятью.

Коммуникативные качества

Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, высокие коммуникативные способности

Эмоционально-волевые качества

Необходима стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психаэмоционального напряжения.

Итак, воспитатель, он сам должен быть очень умным, порядочным и добрым человеком, чтобы он мог воспитать такими же и не одно поколение детей.


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны:

соответствовать требованиям Стандарта;

обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций , соответствующих современным требованиям к их деятельности.

Компетенция в данном случае рассматриваются формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

Основой для разработки перечня базовых профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных учреждений являются требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, учитывающие научно-обоснованные представления о целях и закономерностях образования в современном обществе и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации. Содержание предлагаемого перечня воплощает требования к квалификационным характеристикам педагогических работников, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этого официального документа в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и приняты обновленные должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и руководящих работников, с учётом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности работников участников образовательного процесса.

Однако лаконичные формулировки правового документа, конечно же, не могут выступать достаточной основой для проектирования процессов профессионального развития педагога. Для этих целей необходимо более полное и содержательное описание состава тех компетенций, которые определяет способность педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов.

Для обеспечения данной потребности в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» разработана представленная ниже модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС . При ее формировании использованы материалы, подготовленные под руководством академика РАО, доктора психологических наук, директор института содержания образования НИУ-ВШЭ В.Д. Шадрикова в рамках разработки методики оценки уровня квалификации педагогических работников (2010 г.). Вместе с тем, содержащиеся в этих докмуентах позиции были критически переосмыслены, скорректированы и дополнены в контексте анализа требований ФГОС.

Характеристики компетентностей

Показатели сформированности

компетентности

1. Профессионально значимые личностные качества

1.1.Вера в силы и возможности обучающихся

Является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, готовности оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию.

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны;

- создание ситуаций успеха для обучающихся;

- умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность

1.2.Эмпатийность

Заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений с обучающимися, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.

- умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

- умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика;

- умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе;

- все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи .

1.3.Социорефлексия

Проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников образовательного процесса. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в работе.

Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию.

- интерес к мнениям и позициям других;

- умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе;

- убеждённость, что истина может быть не одна;

- учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

1.4. Общая культура

Накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, во многом определяет позицию педагога в глазах обучающихся и, соответственно, успешность педагогического общения.

- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

- осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни;

- знание материальных и духовных интересов молодёжи;

- демонстрация собственных интерересов, кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся;

- соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.

1.5. Эмоциональная устойчивость

Существенно влияет на характер отношений в рамках образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями, определяет эффективность владения классом.

- сохранение спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях;

- сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта;

- способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов

1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность

и уверенность в себе

Выступает необходимым элементом мотивации к педагогической деятельности. Способствует установлению позитивных отношений с коллегами, обучающимися, администрацией.

- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

- позитивное настроение, желание работать;

- высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность

1.7.Самоорганизованность

Обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля.

- умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач;

- деятельная ориентация на достижение поставленных целей;

- способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями;

- своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств;

- обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства;

- поддержание порядка в необходимой документации.

2. Компетентность в постановке целей

и задач педагогической деятельности

2.1.Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Составляет основу педагогического целеполагания - формирования идеального образа будущего результата, ради достижения которого организуется и осуществляется совместная деятельность педагога и учащихся. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях, умеет работать и с обучающимися как с группой, включающей детей одного возраста, и с каждым отдельным учеником.

- наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения основных образовательных программ;

- умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

- умение обоснованно ставить цели обучения по предмету, цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся, особенностей класса;

- умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала;

- умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Является необходимым условием реализации субъект-субъектного подхода, ставящего обучающегося в позицию активного субъекта деятельности. Педагогическая задача представляет собой результат, достижимый в данный отрезок времени в определенных условиях. Перевод темы занятия в педагогическую задачу предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

- умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ;

- умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач;

- умение определять критерии достижения целей урока;

- умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме;

- умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами.

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Определяет способность педагога сделать цель урока целью для ученика, обеспечить ее принятие и наполнение личностно-значимым смыслом. С точки зрения требований ФГОС данное умение абсолютно необходимо педагогу для формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий

- умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения;

- систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий;

- обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока.

3.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех

в учебной деятельности

Является основой компетентности педагога в мотивировании учебной деятельности за счет создания ситуаций, формирующих и закрепляющих у ученика веру в собственные силы и возможности достижения требуемых результатов.

- знание возможностей конкретных учеников;

- умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех;

- демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

- подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

обучающихся

Заключается в умении педагога создавать мотивацию учебной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материал с личным (субъектным) опытом и сферой интересов обучающихся. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, то она сама приобретает мотивирующий потенциал, способствуя созданию установки на позитивное восприятие учебной деятельности.

- умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации;

- использование разнообразного спектра материалов и заданий, способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета;

- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;

- способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;

- умение активизировать творческие возможности обучающихся;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий;

- обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности;

- создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д.)

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в предмете преподавания

Отражает теоретическую грамотность педагога в области преподаваемого предмета, свободное владение его содержанием, понимание взаимосвязи теоретических положений с жизненной практикой, способность показать эту взаимосвязь учащимся.

- знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

- активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы);

- организация работы с учащимися с опорой на знания, полученные ими ранее при изучении других предметов;

- демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений;

- владение методами решения различных задач, характерных для данного предмета;

- умение свободно решать задачи ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад.

4.2. Компетентность в методах преподавания

Умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебного занятия, цикла занятий является необходимым критерием грамотной работы педагога. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам и иных конкретных условий. Он отдает предпочтение методам, побуждающим рассуждать. Компетентность в методах преподавания играет решающую роль в обеспечении эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой.

- знание современных педагогических технологий (развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.);

- знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета;

Применение в образовательном процессе личностно-деятельностных методов обучения и воспитания;

- умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ;

- применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

- своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

- владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Профессиональная деятельность педагога предполагает проявление внимания к изучению психологических и физиологических особенностей, возможностей и ограничений обучающихся, фиксацию в процессе работы наиболее эффективных способов мотивации отдельных школьников и класса в целом. Компетентность в данной сфере позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса и служит условием гуманизации образования, позволяет обеспечить мотивацию учебной активности.

- наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса;

- наличие необходимых знаний в области физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий;

- умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

- владение методами психололго-педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом), социометрии;

- ориентация в социальной ситуации класса, в особенностях взаимоотношений между обучающимися;

- использование данных психологической, социальной, медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся;

- умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей;

- рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности, общении с детьми

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений

5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Компетентность в разработке образовательных программ, выборе учебников и учебно-методических комплексов, умение разрабатывать собственные дидактические и методические материалы во многом играют ключевую роль в обеспечении достижения высоких образовательных результатов обучающихся. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся, учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности

- знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ;

- знание состава и особенностей учебно-методических комплектов, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

- владение навыками анализа программ, учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор;

- умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения;

- умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов;

- осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов

5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения в ситуациях, диктуемых практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д. Разрешение различных педагогических ситуаций составляет суть педагогической деятельности. Педагог должен быть готов как к принятию стандартных решений, базирующихся на определенных правилах, нормах, положениях, так и к выработке творческих, интуитивных решений, зачастую – в ситуациях, не дающих много времени на осмысление.

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

- владение приемами анализа альтернативных решений;

- умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях;

- знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения;

- развитость педагогического мышления

6. Компетентность в организации учебной деятельности

6.1.Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности

Добиться понимания учебного материала, освоения способов учебно-познавательной или практической деятельности – важнейшая задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений, путём демонстрации практического применения изучаемого материала, другими путями.

- знание того, что знают и понимают ученики;

- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

- свободное владение изучаемым материалом;

- продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала;

- способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся;

- умение организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи

6.2.Компетентность в формировании способов умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и системой интеллектуальных операций и его способность формировать различные виды универсальных и предметных учебных действий у обучающихся

- знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности;

- уверенное владение этими интеллектуальными операциями;

- умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся;

- умение организовать использование учебных действий, адекватных решаемой задаче

6.3. Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога

- знание функций и видов педагогической оценки;

- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

- владение методами педагогического оценивания;

- умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания;

- умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания;

- использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий (электронное тестирование, ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

- аргументация выставляемых оценок, выделение достижений и недостатков в работах учащихся;

- включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности;

- умение анализировать результаты педагогического оценивания;

- умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания;

- умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности

6.4. Компетентность в использовании современных средств обучения

Обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования потенциальных возможностей современных средств обучения

- знание современных средств обучения и их дидактических возможностей;

- знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- умение применять современные технические средства обучения;

- умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам

7. Информационно-коммуникационная компетентность

Обеспечивает способность педагога эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию в профессиональных целях, в том числе – для собственного профессионального саморазвития

- умение осуществлять поиск информации для решения профессионально значимых задач, в том числе – с использованием средств ИКТ и ресурсов сети Интернет;

- способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд, графики, диаграммы, таблицы);

- умение интерпретировать и критически оценивать информацию;

- умение структурировать информацию;

- умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях;

- умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

- эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, электронную почту;

- умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования

8. Аналитико-прогностическая компетентность

Обуславливает возможность эффективного анализа педагогом своей профессиональной деятельности, выявления существующих в ней проблем и принятия решений, обеспечивающих их оптимальное решение

- умение осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения;

- умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение устанавливать аналогии;

- умение определять проблему на основе анализа фактов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;

- умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем;

- умение выстраивать иерархию проблем и задач;

- умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач;

- умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности

9. Коммуникативная компетентность

Обеспечивает эффективное построение взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией как условие продуктивного образовательного процесса. Позволяет вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения педагогических целей.

- умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса;

- грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владение методами убеждения и аргументации своей позиции;

- способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами;

- умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке;

- умение диагностировать причины конфликтных ситуаций;

- владение способами продуктивного разрешения конфликтов;

- умение привлекать других людей к решению поставленных задач;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач;

- умение публично представлять результаты своей работы, выбирать адекватные формы и методы презентации;

- владение способами эффективного разрешения конфликтов;

- умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, чат, форум, видеоконференцсвязь)

10 Поликультурная компетентность

Обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного (многокультурного) общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.

- толерантность, принятие этнокультурных различий;

- осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности;

- интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества;

- умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими;

- знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;

11. Правовая компетентность

Обеспечивает необходимую ориентацию в правовом поле профессиональной деятельности, позволяет эффективно использовать нормы, зафиксированные в юридических документах, для решения задач педагогической деятельности

- знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения;

- умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем;

- умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности.

12. Компетентность в сфере инновационной деятельности

Обеспечивает совершенствование образовательного процесса на основе внедрения инноваций, является показателем и важным фактором профессионального саморазвития педагогов.

- интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования;

- позитивное отношение к новшествам;

- способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности;

- способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом;

- умение осуществлять поиск и систематизацию информации, связанной с направлением планируемой инновационной деятельности;

- способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности;

- владение навыками педагогического проектирования;

- умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах;

- умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций;

- инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно-экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах


Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века-это:- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; -Умеющий организовать рефлексивную деятельность; - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности,это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Компетентность - это личностная характеристика, а компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся (авторы:Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева):

1. Компетенция в ведении образовательного процесса;

2. ИКТ-компетенция;

3. Компетенция в организации воспитательной работы;

4. Компетенция в установлении контактов с родителями;

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;

6. Компетентность в разработке и реализации модифицированных и авторских образовательных программ;

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями;

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования;

9. Креативная компетентность педагога;

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Условия профессионального роста : Самообразовательная работа Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете Посещение семинаров, конференций, НОД коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Изучение информационно-компьютерных технологий. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. Участие в конкурсах в Интернете. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Результативность: Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» даёт возможность представить его как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующимся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, профессионально значимыми установками и личностными качествами. Многими исследователями наряду с понятием педагогической (профессиональной) компетентности рассматриваются такие понятия как педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения. Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие). Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство - это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагогическое мастерство характеризуется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью. Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности. В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения. Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (Л. И. Рувинский). Педагогическая техника выступает компонентом педагогического мастерства и педагогической компетентности. Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерстве доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства. В ходе анализа литературных источников по проблеме профессиональной компетентности были выявлены следующие её компоненты: гносеологический, ценностно-смысловой и деятельностный. Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает: знания теоретических и методологических основ определённых наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, широта и глубина дополнительных знаний. Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе. Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что вопрос оценки профессиональной компетентности является на сегодняшний день неясным, так как непонятно каким образом нужно определять имеющиеся изменения уровня профессиональной компетентности. Поскольку отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность» и нет общепринятой модели оценки повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, возникла необходимость определить свои позиции внутри дошкольного учреждения. Для определения уровней профессиональной компетентности нами использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, самоанализ. По результатам мониторинга была составлена сводная карта оценки уровней профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогов. Каждый критерий данной карты оценивался определённым количеством баллов: от 0 до 5. Все критерии были отнесены к определённым параметрам, таким как результативность деятельности педагога, уровень знаний педагога, наличие умений, способностей и др. По окончании мониторинга выведен уровень компетентности каждого педагога: низкий, средний или высокий. В результате были получены следующие данные: педагогов с высоким уровнем компетентности 40%, со средним - 45%, с низким 15%. Все педагоги обладают необходимыми теоретическими знаниями, увлечены своей профессией, добросовестно относятся к своей педагогической деятельности. Выявились следующие проблемные зоны: некоторые педагоги испытывают трудности в организации деятельности родителей, включении их в педагогический процесс, в применении информационных технологий (организаторские умения), видении каждого ребёнка в группе (коммуникативные умения), в отборе форм, методов и средств обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата (проектировочные умения), неумение видеть проблемы и противоречия и неумение находить нужное и оригинальное решение (творческие умения). У некоторых педагогов необходимо развивать умения педагогической техники. Таким образом, многие компоненты профессиональной компетентности педагогов нашего учреждения требует дальнейшего развития. Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду. Данная система является элементом постдипломного педагогического образования и направлена на: - включение педагогов в экспериментальную и инновационную деятельность и осознание её необходимости; - информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; - создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности. Система методической работы в МДОУ выстраивается в трех направлениях: . По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов. . По отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. . По отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Все методические мероприятия подразделяются нами на блоки. Блок 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества. . Работа педагогов в творческих и проблемных группах. В состав таких групп входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий. Основное направление деятельности данных групп - освоение инноваций, разработка и внедрение новых проектов и результатов творчества, а также выявление и решение проблем в деятельности коллектива. . Посещение педагогами курсов повышения квалификации. Нет смысла говорить о значении данной формы обучения педагогов. Важно, чтобы педагог, прошедший курсы повышения квалификации, поделился своими знаниями с коллегами. . Участие педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города. . Консультирование. Консультации являются одной из наиболее эффективных форм методической работы, так как они расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой. . Педагогические чтения. Основная деятельность педагогических чтений направлена на освоение и накопление психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии. Используются различные формы работы с педагогами: лекции, работа с психолого-педагогической литературой, нормативными документами. Блок 2. Мероприятия, направленные на повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. . Психолого-педагогические тренинги. Обучение в тренинговой группе имеет ряд неоспоримых преимуществ. Педагоги учатся принимать точку зрения своих коллег, обнаруживают готовность к изменению своих установок; учатся излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышается активность и инициативность в поиске оригинальных решений. . Использование методов морального поощрения и награждения. За хорошее материальное вознаграждение человек сделает многое, а за искреннее признание и одобрение - ещё больше. Старание без признания приводит к разочарованию, поэтому необходимо отмечать и поддерживать даже самые небольшие успехи педагогов. . Неофициальные коллективные мероприятия. На таких мероприятиях возникает возможность не только сформировать коллектив единомышленников, но и лучше узнать способности каждого педагога, оценить их педагогический потенциал. . Оказание доверия при поручении ответственных дел, делегирование полномочий с целью формирования кадрового резерва руководящих кадров. В каждом учреждении есть свои уникальные педагогические кадры, которые могут быть известны и за пределами своего дошкольного учреждения. За такими педагогами тянутся другие, перенимают у них опыт общения с детьми, родителями. Эти педагоги формируют представление об учреждении в социуме. Искренняя заинтересованность администрации в профессиональном росте таких педагогов будет способствовать сохранению и развитию педагогической элиты ДОУ. Блок 3. Мероприятия, направленные на развитие профессиональных умений и педагогической техники. . Недели педагогического мастерства. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Это способствует тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. . Мастер-классы. Способствуют активизации личности каждого педагога, развитию творческих способностей, умению находить оптимальные и оригинальные решения. . Педагогические советы. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивает откровенный обмен мнениями, помогает сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога. Педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что создаёт поле морально-интеллектуального единства, без которого группа педагогов не может функционировать как коллектив. . Семинары-практикумы. Включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. . Деловые игры. Связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определённой роли и выбора способов взаимодействия. Помогают педагогам усвоить технологию проведения занятия и воспитательных мероприятий. . Наставничество. Путь молодого специалиста к профессиональному мастерству не лёгок. Необходимо ориентировать молодого педагога на овладение передовыми методами и приёмами работы, на пополнение своих знаний. Опытный педагог поможет наглядным примером постичь секреты профессии. Таким образом, методическая работа в ДОУ - это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа над своим развитием - необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА 1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 15 - 17. 2. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 - 31. 3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008. 4. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 15 - 21. 6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 - 14. 7. Панкова Е.П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. № 8. С. 28 - 33.