Все о простудных заболеваниях

План-конспект занятия по технологии. Планирование уроков технологии "как составить план-конспект урока по технологии" Планирование урока по технологии

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: Аппликация из ниток.

Цель : обеспечить в ходе урока умение учащихся выполнять аппликацию из резаных ниток.

Задачи :

Обучающие : обеспечить в ходе урока умение учащихся, пользуясь рекомендациями учебника «Технология» выполнить аппликацию из резаных ниток;

Развивающие : развивать творческое воображение, аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности и культуры труда;

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к красоте родной природы.

Формируемые предметные УУД : научиться и усвоить технику выполнения аппликации с помощью резаных нитей, развивать творческое воображение и навыки культуры труда.

Формируемые метапредметные УУД.

Регулятивные : планирование последовательности действий; отбор способов решения проблемы; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результатов, путём сравнения с эталоном; оценка результатов работы.

Познавательные : узнать сведения о нитках и их назначение; уметь читать графические изображения и моделировать изделия.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, уметь сотрудничать в группе;

уважительно относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Личностные : развитие творческих способностей и логического мышления, создание коллективного продукта, уважение к чужому труду и результатам труда, предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности.

Материалы и инструменты : ножницы, клей, разные виды ниток, картон, цветная бумага, шаблоны времён года, образец изделия, технологические карты «Техника безопасности при работе с ножницами», «Техника безопасности при работе с клеем»,

Учебник «Технология» 3 класс, Рагозина Т.М., Гринёва А.А., Мылова И.Б.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Самоопределение к деятельности.

(Мотивация к учебной деятельности)

2 минуты

II .Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3 минуты

III .Постановка учебной задачи.

5 минут

IV .Построение проекта выхода из затруднения.

10 минут

V .Самостоятельное выполнение работы.

20 минут

VI .Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

2 минуты

VII . Рефлексия

3 минуты

1.Организационная часть урока.

Технологию мы любим!

На урок всегда спешим!

Тут готовы наблюдать?

Поделки делать, рассуждать?

К новым знаниям стремиться

И пятёрки получать?

Проверь рабочее место к уроку

Повторение «Правил рабочего человека»

    Приготовь рабочее место.

    Содержи его в чистоте и порядке.

    Думай, как сделать работу лучше.

    Работай дружно.

    Закончил работу – убери рабочее место.

О каком виде творчества пойдёт сегодня речь на уроке?

Послушайте моё высказывание.

Это вид творчества, когда на поверхность из одного материала наклеиваются кусочки другого материала, различающиеся по цвету или фактуре. Эта работа предполагает наклеивание разнообразных элементов на лист бумаги или картона (основу).

Правильно.

А мы умеем с вами делать аппликации?

Из каких материалов мы делали аппликации?

А можно ли использовать другие материалы?

С помощью какого материала будем сегодня делать аппликацию?

Как будет звучать тема урока?

Правильно.

А какие нитки нам нужны для работы?

А почему они называются так?

Я предлагаю вам сравнить нити по цвету, прочности, мягкости, толщине и сделать вывод:

« С какими нитями удобнее работать?»

Я предлагаю вам послушать небольшое выступление на тему «Откуда к нам пришли шерстяные нити?» (Связь с местным материалом – развитие овцеводства в районе)

Итак, чему сегодня на уроке мы должны научиться?

Но аппликация у нас будет необычная.

А в чём её необычность?

Кто может предложить, как мы её будем делать?

Мы будем делать аппликации из резаных нитей и изображать на них времена года. Как мы можем это делать? Ваши предположения?

-Прежде чем приступим к выполнению работы, рассмотри рисунки аппликации в учебнике и обсуди с соседом по парте какое время года ты будешь изображать на аппликации.

Распределитесь по группам для выполнения работы (выбор детей)

1. Время года – осень

2. Время года – зима

Осень отличается от зимы?

Чем?

Да, красками и красотой!

Нити каких цветов необходимы для работы?

Каким приёмом можно воспользоваться, чтобы нарезать нити? Кто может решить эту проблему?

Правильно, ребята.

Подготовь нитки и инструменты для работы теми приёмами, которые показаны на рисунке в учебнике на странице 26.

Расскажите план выполнения работы, пользуясь учебником на страницах 26 – 27.

Нам встретились два новых слова: панно, композиция. Объясните значение этих слов.

Сейчас мы немного отдохнём, а потом приступим к выполнению самостоятельной работы.

ФИЗМИНУТКА.

Прежде чем приступим к самостоятельной работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности и культуры труда. Памятки на доске.

Сейчас самостоятельно приступаем к выполнению работы. Если вы испытываете проблемы, то можно посмотреть на готовые образцы работы на доске и в учебнике.

( Во время выполнения работы учитель контролирует порядок на рабочем месте,

приём резания ниток, нанесение клея на картон и наклеивание ниток.

Поощряю и отмечаю хорошую работу.

При необходимости дети обращаются к карточке-памятке.

Готовые работы кладутся под пресс.)

Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?

Убираем рабочее место.

Показ готовых поделок, совместно обсуждается качество их выполнения (точность, аккуратность, творчество).

Критерии оценки:

    степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий (полная, частичная, не может без посторонней помощи),

    характер деятельности (репродуктивная, творческая),

    качество выполняемых приемов, операций и готового продукта

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки.

ПАМЯТКА

Удалось ли тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

ИТОГ УРОКА.

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Эмоциональный настрой на урок.

Дети хором отвечают

Да!

Да!

Да!

Дети проверяют рабочее место

Дети слушают и высказывают свои предположения.

Это аппликация.

Да, умеем.

Из бумаги, ткани.

Можно

С помощью ниток

Составление аппликации из ниток.

Шерстяные, льняные, хлопчатобумажные, разные

-- Ученики высказывают своё мнение.

Дети выполняют практическую работу и отвечают, что удобнее работать с более толстыми нитями- с шерстяными.

Индивидуальное выступление учеников на тему «Откуда к нам пришли шерстяные нити?»

Дети отвечают:

Составлять аппликацию по собственному замыслу из ниток;

Нити будут резаные

Высказывания детей.

Высказывания детей

Ученики работают по учебнику на странице 26 – 27. Обсуждают и работают в парах.

(Дети рассаживаются на определённые в классе места для работы в группах)

Да.

Высказывания детей.

Зима – синие, белые, голубые, серые

Осень – жёлтые, зелёные, красные, коричневые

Высказывания детей

Нарезать ножницами полоску ниток;

Сложить полоску ниток в несколько раз и нарезать нитки;

Сделать из ниток петли и затем нарезать их на мелкие части.

Дети готовят нитки и необходимые для работы инструменты.

ПАМЯТКА

1.Сделать основу для аппликации из картона.

2. Придумать и нарисовать композицию по времени года. Можно пользоваться шаблоном.

3.Используя кисточку, промазать клеем элементы изображения и засыпать их мелко нарезанными нитками.

4.Положить аппликацию под груз и высушить её.

Высказывания детей, а затем два ученика зачитывают объяснение из словаря (индивидуальное задание)

ПРОВОДИТ ФИЗОРГ КЛАССА .

Ученики проговаривают правила ТБ при работе с клеем и ножницами.

Самостоятельно работают

Высказывания детей.

Ученики убирают рабочее место.

Делается выставка работ, выделяются наиболее качественные работы.

Учащиеся по памятке подводят итог работы

Личностные УУД

Регулятивные УУД (анализируют предложенное задание, выявляют и формулируют учебную проблему)

Познавательные УУД

(добывают новые знания в процессе наблюдения, делают выводы на основе полученных знаний)

Коммуникативные УУД

(высказать свою точку зрения и уметь её обосновать, слушать других, уметь сотрудничать)

Регулятивные УУД

(для оптимального решения проблемы проговаривают задание по составленному под контролем учителя плану, сверяют свои действия с учебником)

Познавательные УУД

(добывают новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материала учебника, выполняют пробные упражнения по плану).

Личностные УУД

План - конспект урока Предмет: «Технология»

Преподаватель : Горяева СЮ., учительтехнологии МБОУ «АСОШ №49», г.Абаза, республика Хакасия.

Класс: 5, 2 урока по 45 минут

Тема: «Лоскутное шитьё»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению знаний иумений в изготовлении эскиза и шаблонов в лоскутной технике.

Задачи:
Образовательная: сформировать знания о «Лоскутное шитьё», как виде декоративно-прикладного творчества;

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти и образного мышления при работе с информацией, развивать творческие способности;

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе, интерес к прошлому, чувство гордости за культурное наследие.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: пониманиеи определение понятия «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

Метапредметные: умениеосуществлять учебное сотрудничество, умение работать с различными источниками

информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение

осуществлять самооценку и взаимооценку;

Личностные: осознаниеличностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознаниесвоих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия изучаемые на уроке: лоскутное шитьё,шаблон,узор «изба» и «спираль».

Этап Время в минутах Деятельность учащихся Деятельность преподавателя Форма организации Средства обучения
1.Организаци онно-мотива ционный 1 - Готовятся к уроку;
- Погружаются в благоприятную атмосферу.
- Организует учащихся;
- Проверяет готовность обучающихся к уроку;
- Создает позитивный эмоциональный настрой на совместную работу.
Фронтальная
2.Актуализация знаний 5 - Работают с головоломкой, делают выводы;
- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока и цели.
-Организует работу по повторению темы «Основы композиции и законы восприятия цвета», с последующим обсуждением;
- Организует диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.
Фронтальная Раздаточный материал: головоломка, слайд 2, 3
3. Введение новых знаний 25 - Выступают (2 уч-ся), слушают, конспектируют;

Слушают, смотрят презентацию, конспектируют;
- Делятся на 3 группы;
- Работают с учебниками, составляют опорный конспект: 1группа «Традиционные узоры «спираль», «изба», 2
группа «Шаблоны для раскроя», 3 группа «Материалы, инструменты,
оборудование»;
- Озвучивают полученные результаты, сравнивают с информацией на слайдах;
- Записывают в тетрадь выводы.

- Предлагает заслушать сообщение учащихся «Лоскутное шитьё в народном русском костюме», «История
создания изделий из лоскута».
- Рассказывает о возможностях лоскутного шитья в современной моде.
- Делит учащихся на группы, мотивирует на совместную деятельность.
-Предлагает группам проанализировать информационные источники (текст
учебника) составить опорный конспект по определённым темам;
- Предлагает заслушать отчет групп;
- Контролирует и помогает правильно сформулировать выводы;
- Обобщает полученные результаты.
Индивидуальная, групповая Слайды 4-9.
Учебник стр.164, 171,172,174, 175.
Образцы тканей и прокладочных материалов
4.Физминутка 4 - Выполняют физические упражнения по слайду. - Организует выполнение физических упражнений, создает условия для снятия переутомления у
учащихся.
Фронтальная Слайд 10.
5. Рефлексия содержания учебного материала 3 - отвечают на вопросы, обобщают новые знания. - Актуализирует полученные на уроке новые знания;
- Предлагает ученикам продолжить фразы из рефлексивного экрана на слайде.
Фронтальная Слайд 11.
6. Применение знаний на практике 40 - Организуют рабочее место;
- Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы и инструменты;
- Повторяют ТБ;
- Выполняют практическую работу «Изготовление эскиза и шаблонов
для лоскутного изделия»;
- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Знакомит с объектом труда - образцом;
  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;
- Контролирует выполнение учащимися практической работы;
- Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени.
Индивидуальная Раздаточный материал:
- инструкция для практической работы;
-образец изделия;
- шаблоны геометрических фигур;
- критерии оценки практической работы;
-слайд 12.
7. Итог 5 - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения ошибок. - Организует выставку выполненных эскизов;
- Анализирует выполнение практической работы «Изготовление
эскиза и шаблонов для лоскутного изделия»;
- Организует разбор типичных ошибок учащихся.
Фронтальная Эскизы, шаблоны из картона.
8. Рефлексия 5 - Проводят самооценку и взаимооценку работ по установленным критериям;
- Оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.
- Мотивирует учащихся на рефлексию;
- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда
учащихся на уроке;
-Предлагает упражнение «Комплимент».
Индивидуальная, парная - критерии оценки практической работы, слайд 13.
9. Домашнее задание 2 - Осмысливают домашнее задание,
записывают в дневник.
- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку Фронтальная Слайд 14
Комбинированный урок.

Тема. Подарочный этикет. Упаковка для подарка.

Цель.

    познакомить учащихся с подарочным этикетом,

    научить выбирать подарки, правильно их дарить, упаковывать.

    Научить изготавливать подарочную упаковку.

    развитию технического мышления и пространственно воображения, творческих и коммуникативных способностей;

    овладению информационными способностями (работа технологической картой);

    воспитывать эстетический и художественный вкус у учащихся.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, подарочные упаковки, упаковочный материал, ленты, скотч двусторонний, заготовки в технике «квиллинг», ленты, кружево, бусины, декоративный материал, инструкционные карты, материал для рефлексии.

Планируемые результаты обучения.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные

Учебное сотрудничество, умение работать в паре, команде.

Ход урока.

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

Организационный момент

Активация учащихся.

Добрый день!
Вот прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:

целеполагание

. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня я бы хотела начать урок с показа картинки (Слайд 1)
Подводит учащихся к осознанию темы занятия (Си-Финк-Уандэ)

Вы рассмотрели картинку, подумайте и постарайтесь описать свои ощущения (не только по предмету, но и то, что вы испытываете) Вам дается 30 сек.

Передайте свои впечатления партнеру по плечу (начинает тот у кого длиннее волосы) 30 сек.

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(Слайд 2)

Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют тему, цели урока. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные:

целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:
- Скажите, много ли подарков вы получили на 8 марта?

Что вы любите больше получать или дарить подарки?

О чем, по вашему мнению может рассказать подарок? Давайте вместе подведём итог собранной информации.

А знаете ли вы как правильно нужно выбирать и дарить подарок?
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения основных признаков.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию

Задает вопросы:

Какое слово мы произносим когда говорим о правилах дарения или получения подарков? (Слайд.4)

Знаете ли вы историю возникновения этого слова? На какие виды подразделяется этикет? (Слайд 5-6)

Существуют золотые правила подарочного этикета. Вот некоторые из них. (слайд 7)

Существует пословица «Человека встречают по одежке ….», так вот первое впечатление подарок производит свой упаковкой. Она также важна как одежда для человека.(Слайд 8)

Участвуют в беседе; формулируют выводы.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: Предметные:

давать определения новым понятиям темы, называть правила этикета.

Первичная проверка понимания

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолёт.

Сегодня мы с вами изготовим упаковку из картона без использования клея, в которую можно упаковать небольшой подарок, а также использовать как шкатулку для необходимых вещичек.(Слайд 9)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану,

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать участников группы, учителя.
Познавательные:

применять полученные знания по изготовлению упаковки.

Первичное закрепление

Практическая работа.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Предлагает задания на «новое» знание.

Вводный инструктаж по технике безопасности, организации рабочего места. Инструктаж по выполнению работы в заданном алгоритме (инструкционные карты). Наглядная демонстрация приемов.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах,

обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Предлагает способы украшения подарочной упаковки.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:

самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

При всем многообразии подарков, которые можно приобрести в магазине, всегда цениться подарок, сделанный своими руками. А если этот подарок будут еще и красиво упакован, то будет ценно вдвойне, а также расскажет о хорошем вкусе человека, который преподносит подарок.

Домашнее задание: 1.украсить подарочную упаковку, используя различные декоративные материалы.

2. Подготовить необходимый материал для создания подарочного пакета.

Выбирают из предложенных учителем способов украшения упаковки с учётом индивидуальных возможностей.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам и возможностям.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Рефлексия

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

Анализируют свою деятельность, деятельность одноклассников и т.д. на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с эталоном.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

    Понятие об уроке технологии.

    Типы и структура урока технологии. В методике преподавания технологии выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок- лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

    Планирование-основа правильной организации воспитательного процесса. Планирование бывает перспективное и текущее.

    Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них.

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ.

    наметить соответствующие формы и методы обучения.

Перспективный план отражает:

    Объект труда

    Практическую работу

    Домашнюю подготовку учащихся

    Технические средства обучения

    Раздаточный материал

    Учебно-наглядные пособия

    Лабораторные работы

    Контрольные работы, зачеты, защиту проектов

    Инструктаж по технике безопасности

Хороший план-конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

4. Алгоритм составления плана – конспекта занятия по “Технологии”.

Раздел 1. Дидактическое обоснование урока.

Раздел.2. Варианты конструирования развивающих целей.

Раздел.3. Варианты конструирования воспитательных целей.

Раздел 4. Варианты конструирования профориентационных целей.

5. Ход урока.

6. План-конспект урока технологии.

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Главные требования к уроку технологии:

    Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.

    Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.

    Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.

    Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.

    Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.

Типы и структура урока технологии

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.

Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.

Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Учебно-дидактическое обеспечение уроков.

Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, – это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.

Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые полиэтиленовой пленкой, служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе.

Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятия обеспечен.

Перспективное планирование уроков технологии обслуживающего труда

Планирование – основа правильной организации воспитательного процесса.

Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них;

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ;

    наметить соответствующие формы и методы обучения;

    обеспечить преемственность в обучении.

Перспективный план определяет деятельность

Учителя

Ученика

подготовка технической документации

освоение технологических знаний

определение потребности

овладение рабочими приемами

создание средств наглядности
– изготовление таблиц, плакатов, схем

работа над проектами

приобретение дополнительной литературы

профессиональная ориентация

пополнение видеотеки

изучение экономических вопросов

выполнение технологической и трудовой дисциплины

Хороший план – конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что развивает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно – подведением итогов.

Составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по “Технологии”

Тема : модуль

Раздел I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока : I. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)…
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представления о …
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия причинно-следственных связей:

    Раскрыть причины…

    Выяснить последствия…

1.8. Способствовать пониманию закономерности…

    Создать условия для выявления взаимосвязи между..

    Способствовать пониманию зависимости между…

II. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы)
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

III. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

IV. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

    кабинет (мастерская) трудового обучения;

    станки, машины;

    инструменты, приспособления;

    материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

    учебник (учебное пособие);

    рабочая тетрадь;

    сборник заданий;

    дополнительная литература (словари, справочники);

    плакаты;

    таблицы;

учебно-техническая документация (УТД):

    Технологические карты (ТК);

    Инструкционные карты (ИК);

    Инструкционно-технологические карты (ИТК);

образцы объктов труда;
– образцы поузловой обработки изделий;
– материалы для контроля знаний учащихся;

    Карточки-задания,

    Тесты,

    Кроссворды.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

Тип урока:

II. Ход урока

1. Организационный момент:

– приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изложение учителем нового материала.

5. Закрепление знаний учащихся.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

7.1. Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с объектом труда (образцом);

ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктаж по технике безопасности.

7.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем:

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимися на подготовку к следующему уроку.

План-конспект урока по технологии №1………………………………..3

Ход урока………………………………………………………………….4

Обоснование разработанной методики преподавания урока………….7

Список литературы………………………………………………………10

Приложение

План-конспект проведения урока

Тема урока: «Графическая работа №14,Чертёж детали с применением разреза».

Цели урока:

Образовательная. Закрепление навыков выполнения разрезов.

Воспитательная. Способствовать формированию навыков

самостоятельной работы.

Развивающая. Развитие пространственного и логического мышления.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы

Для учителя - учебник, мел, учебная тетрадь, модель детали.

Для учащихся - учебник, рабочая тетрадь, линейки, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик.

Тип урока. Урок закрепления умений и навыков.

Ход урока

1. Организационная часть - 3 мин.

Приветствие

Проверка явки учащихся

Назначение дежурных, напоминание дежурным об их обязанностях

Заполнение учителем классного журнала

Проверка готовности учащихся к уроку, выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.

2. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 5 мин.

В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет дату проведения урока и его порядковый номер. По середине - тему урока и цель. Обращая внимание на доску, учитель вслух проговаривает написанное, озвучивает тему и цель урока. Затем школьникам следует сказать о важности изучаемой темы.При этом нужно сообщить,что каждый должен уметь строить чертеж предмета.для наметки глаза, а также это необходимо для дальнейшей работы по черчению.Для закрепления изученной темы учитель дает задания-карточки,сообщает, что работы выполненные на форматах, на этом уроке будут оценены, а оценки выставлены в журнал.

3. Знакомство с содержанием графической работы - 3 мин. Учащимся предлагается открыть учебник А.Д.Ботвинникова на стр. 153, рассмотреть рис. 201. Учитель дает три варианта а) и б) в зависимости от умственных способностей учащихся для самостоятельной графической работы № 14 «Чертёж детали с применением разреза»

Условие задания:

На листе формата А-4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

4. Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности для успешного выполнения работы - 5 мин.

С целью экономии времени на уроке закрепление изученного материала с учащимися лучше всего проводить с помощью метода фронтального опроса.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие разрезы называют фронтальными, профильными, горизонтальными?

    Какой разрез называется местным?

    Когда применяют местный разрез?

    В каких случаях можно соединить половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?

Предполагаемые ответы:

Местный разрез служит для выявления устройства предмета лишь в отдельном, узко ограниченном месте.

Местный разрез применяют для показа в сплошной детали небольших углублений или отверстий.

Соединение половины вида и половины разреза применяется для уменьшения количества видов на чертеже, если деталь симметрична. Границей между видом и разрезом служит ось симметрии.

5. Обсуждение с учащимися плана выполнения графической работы и плана самоконтроля - 3 мин.

Учитель рассказывает учащимся с чего начать выполнение разреза, обращая внимание на аккуратность н точность выполнения предстоящей работы. Учитель напоминает учащимся последовательность построения разреза:

1. Анализ геометрической формы предмета.

2. Определение положения секущей плоскости.

3. Мысленное представление фигуры сечения.

4. Удаление линий видимого контура, относящегося к удаленной части.

5. Перевод линий невидимого контура в видимые.

6. Обвести контур фигуры сечения, выполнить штриховку, обозначить разрез.

Предлагает самостоятельно выбрать расположение листа формата А4 и рационально использовать расположение чертежа детали.

6. Самостоятельная работа учащихся-24 мин.

На данном этапе урока учащиеся приступают к самостоятельной работе. В течение работы учитель внимательно следит за их работой.

7. Завершение и подведение итогов графической работы - 5 минуты.

Сообщение учителем о достижении цели урока;

Сообщение об выявленных ошибках и путах их устранения;

Общая характеристика учебно-познавательной и графической -деятельности школьников;

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда;

Выставление оценок в журнал и дневники;

Демонстрация лучших работ перед всем классом;

Учитель благодарит за работу и оканчивает урок.

Обоснование разработанной методики проведения урока

1. Как решаются ли на уроке образовательные, воспитательные и развивающие цели?

Образовательная цель решается на уроке во время сообщения нового материала и при выполнении учащимися упражнений по изображению разреза детали, а также при закреплении пройденного материала.

Воспитательная цель решается на уроке во время выполнения упражнений по изображению разреза детали: ученики учатся работать самостоятельно, делать всё аккуратно.

Развивающая цель решается на уроке при выполнении упражнения: дети развивают зрительную память, способствует дальнейшему развитию умений,

2. Учитываются ли особенности класса при планировании и

реализации задач урока? Если «да», то какие?

Особенности класса при планировании и реализации задач урока учитываются, поскольку план - конспект урока разработан для школьников со средними умственными способностями, конспект составлен на основе учебника.

3. Правильно ли выбрана структура урока, исходя из учебно-воспитательных задач?

Структура урока предполагает закрепление умений и навыков, с их помощью решаются цели урока. Тип данного урока - закрепление умений и навыков.

4. Верно ли выбрана тема проведённого урока?

Тема урока выбрана соответственно возрастным особенностям школьников для лучшего усвоения изучаемого материала и выполнения упражнений. Кроме того, был использован хронометраж времени. Основное время (24 минут) выделено на выполнение графической работы, 5 мин. - на повторение материала.

5. Продумана ли логика изложения нового материала? Оптимально ли выбрав объём информации?

Тема урока излагается в соответствии с материалом в учебнике по данной теме и включает в себя всю необходимую для учащихся информацию для выполнения графической работы.

6. Какие дидактические принципы были реализованы при

объяснении учебного материала?

При изложении материала на уроке и закреплении его были реализованы такие принципы, как принцип целостности процесса обучения.

7. Какие нетрадиционные приёмы использовались на уроке?

Урок проходит без использования нетрадиционных приёмов.

8. Обеспечивалась ли межпредметная и внутрипредметная связь нового материала с ранее изученным?

Межпредметные связи заключаются в обширном использовании чертежей деталей с разрезами во многих предметах политехнического курса. Данный урок связан с геометрией, т.к. учащиеся должны иметь знания о параллельности и перпендикулярности отрезков; с технологией - т.к. учащиеся учатся правильно держать линейку, что поможет им потом делать разметку.

Внутрипредметная связь обеспечивалась, т.к. выполнение разрезов будет в дальнейшем использоваться при изучении курса «Черчение», а также т.к. данный урок является заключительным в этом разделе и опирается на знания учащихся полученные на предыдущих уроках,

9. Оптимально ли выбраны методы обучения на уроке?

Методы обучения на уроке выбраны оптимально при закреплении умений и навыков, а также графическая работа и методы контроля, позволяющие достигнуть эффективности обучения.

Словесные - устный опрос, практические – самостоятельная графическая работа. Осуществляется двойной контроль за работой - дифференцированный в процессе выполнения, итоговый - после сдачи работы.

10. Оптимально ли сочетались формы обучения не уроке

(Общеклассные, групповые, индивидуальные). Осуществлялся ли индивидуальный подход?

На уроке при выполнении графической работы осуществлялся индивидуальный подход, осуществлялась общеклассная форма обучения при повторении основных теоретических положений.

11. Правильно ли были выбраны и применены на уроке разнообразные средства обучения?

На уроке были необходимые для закрепления умений и навыков средства обучения - учебники.

12. Оптимально ли выбраны виды графических задач на закрепление изученной темы?

Оптимально, Выбранные виды графических задач на закрепление изученного материала соответствуют пройденной теме.

13. Правильно ли выбраны объём и сложность домашнего задания? Какие способы были использованы учителем для инструктирования школьников о выполнении домашнего задания?

На данном уроке домашнее задание не задается, т.к. графическая работа является итоговой по теме.

14. Были ли проведены итоги урока?

В качестве итогов проведенного урока учитель просматривает графические работы учащихся, даёт их общую характеристику и оценивает.

Список литературы

    Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.О. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. Ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В- С.51 - 60.

    2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение; Учеб, для 7-8 кл. общеобразоват. учреждении / АД. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И,С, Вьшшепольский. -М-: ООО "Издательство Астрель"; ООО"Издательство АСТ", 2003 - 222 с,.: ил.

    Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь; К учебнику "Черчение" А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вшпнепольского: 7 -8 кл. / В.И, Вышнепольский. - М,: ООО "Иадательство Астрель": "Издательство Аст", 2004 - 79, с.: ил. 8 класс Тема: Торговые символы, этикетки и... , вкладышей, упаковок с нанесённым штрих – кодом.Конспект

    ... «Средняя общеобразовательная школа № 6» Конспект урока по технологии на тему: «Сервировка стола к... бумажные, памятки, иллюстрации. Ход урока I. Организационный момент II. ... родственниками. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду...