Все о простудных заболеваниях

Н ф катанов биография кратко. Катанов Николай Фёдорович. Биография и научная карьера

В 2007 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины выдающегося российского учёного-востоковеда и известного общественного деятеля Николая Фёдоровича Катанова, вторая, наиболее плодотворная, половина жизни которого была непосредственным образом связана с Казанью. Желая внести свой посильный вклад в изучение биографии Н.Ф.Катанова и популяризацию его богатого и разностороннего наследия, наш журнал начинает публикацию тематических подборок статей и заметок учёного.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 мая 1862 года в степной местности Изюм (Узюм) около села Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскизский район Республики Хакасия) в православной хакасской семье (отец - сагаец, мать - качинка). В своей "Автобиографии" он впоследствии писал: "Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски Пора, сын Хызыла...". После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф.Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году с золотой медалью. В 1884-1888 годах он учился на арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета. В 1888-1892 годы в составе научной экспедиции Академии Наук Н.Ф.Катанов посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В конце 1893 года, сдав экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности, он был назначен в Императорский Казанский Университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

Обладая незаурядными способностями, Н.Ф.Катанов за неполные шестьдесят лет жизни в значительной мере обогатил отечественную ориенталистику (и особенно - тюрковедение), войдя в историю в качестве первого хакасского учёного. Богатейшее наследие Н.Ф. Катанова (использовавшего, по подсчётам его библиографов, данные ста четырнадцати языков и состоявшего членом многочисленных научных обществ) ещё в значительной мере ждёт своего исследователя. Заметное место в его научной деятельности занимало изучение казанских татар и башкир. Так, например, на рубеже XIX-XX веков Н.Ф.Катановым была составлена "Азбука для башкирского языка" на основе русской графики. В 1903 году он защитил лекторскую диссертацию "Опыт исследования урянхайского языка", вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую лекторскую степень ему в 1907 году без защиты диссертации присудил Императорский Казанский Университет). В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую Духовную Академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Профессор Н.Ф.Катанов являлся также членом образованного в конце 1906 года "Казанского Временного Комитета по делам печати", в котором занимался рассмотрением, переводом и цензурой книг на татарском и других языках.

Помимо научной работы, освещённой в многочисленных биографических исследованиях, Н.Ф.Катанов вёл активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в местном трезвенническом движении, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Будучи глубоко верующим православным человеком и убеждённым монархистом, Н.Ф.Катанов в разное время состоял действительным и почётным членом "Казанского Общества Трезвости", а также членом его Комитета и секретарём, много публиковался в журнале "Деятель" (который, по сути дела, долгое время соредактировал), являясь в них своего рода "правой рукой" бессменного руководителя общества и редактора журнала А.Т.Соловьёва. После создания под председательством последнего Казанского отдела "Русского Собрания" Н.Ф.Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля 1909 года он был избран товарищем (заместителем) председателя Совета Казанского отдела "Русского Собрания". Кроме этого, Н.Ф.Катанов являлся старостой Храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при "Казанском Обществе Трезвости".

После революций 1917 г. Н.Ф.Катанову удалось избежать преследований со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где безвременно скончался, по уточнённым казанским историком А.М.Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет. Погребён Н.Ф.Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А.М.Елдашев, "по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище", однако "существует и другая точка зрения", что останки Н.Ф.Катанова "потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно".

После создания в 1994 году Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. Особо почитаемым имя Н.Ф.Катанова, что вполне понятно, является сейчас в Хакассии. Что же касается нашей республики, то отношение к его имени и научному наследию долгие годы трудно было признать достойным. Между тем, в последнее время и у нас ситуация начала меняться к лучшему. Так, благодаря активной позиции "Международной Независимой Ассоциации Трезвости", возглавляемой казанским историком В.М.Ловчевым, в июле 2005 года постановлением главы администрации города Казани Школьный переулок, в котором долгое время жил учёный, был переименован в Катановский (до революции он уже носил в народе это название).

Заметное внимание (особенно со стороны мусульманской общественности) начинают привлекать к себе также собранные и переведённые Н.Ф.Катановым, в числе прочих, на русский язык в конце XIX-начале XX веков письменные источники и устные предания о жизни, быте и верованиях казанских татар-мусульман. Особое место занимают в них поучения о вреде пьянства и борьбе татарской общественности с такими социально опасными явлениями, как алкоголизм, табакокурение и наркомания, получившими здесь в начале прошлого века заметное распространение. "Видя, что пьянство среди татарского населения с каждым годом делает всё большие и большие успехи, - писал, в частности, Н.Ф. Катанов в 1908 году в заметке "Новые приёмы лечения пьяниц у татар", - издатели за последние годы обратили серьёзное внимание на этот порок и стали печатать против него даже монографии. В 1907 году были выпушены следующие издания против пьянства: 1) наследники Шамсуддина Хусейнова из типо-литографии Университета в 2400 экз[емплярах] выпустили книжку в 15 стран[иц] [...] под заглавием "Айык бул! (Бер адамнын исерткеч эчеу-белян мобтяля булган туганына жазган хатты" - "Будь трезв! (Письмо одного человека, писанное родственнику, подверженному пьянству)"; 2) братья Ахмадуллины из той же типо-литографии выпустили книжку с 2 картинами "Аракы - агыу, я - ход аракы - ажял" - "Вино - яд, или вино смерть", на 24 стран[ицах] [...] на татар[ском] яз[ыке] - 2 издания: 7-ое в 4800 и 2-ое в 6000 экземплярах], и на киргизском] яз[ыке] 1 издание в 3600 экземплярах на 23 стран[ицах] [...]. В 1908 году татары обратились уже к посредству популярных изданий, в которых помешаются разные общеполезные сведения, основанные на научных данных и заимствованных, по-видимому, из русских книг".

Приводимые ниже статьи и заметки Н.Ф.Катанова из журнала "Деятель", излагающие татарско-мусульманские предания о вреде пьянства, табакокурения и наркомании, не только являются свидетельством прошлого, но и по-прежнему имеют важное профилактическое звучание.
Игорь Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ , кандидат исторических наук (Казань)

Катанов Николай Федорович (6.05.1862- 24.02.1922), выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право-монархического движения.

Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскиз-ский р-н Республики Хакасия), по национальности хакас, православного вероисповедания. После окончания в 1876 Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 с золотой медалью. В 1884-1888 учился на ф-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1888 по 1892 в составе научной экспедиции АН посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В к. 1893 сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский ун-т экстраординарным проф. по кафедре турецко-татарских наречий. На рубеже XIX-XX Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 он защитил докторскую дисс. «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую докторскую степень ему без защиты дисс. присудил Казанский ун-т в 1907). Проф. Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. В 1911 он перешел на работу в Казанскую ДА, в которой преподавал до 1917, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Помимо научной работы, освещенной в многочисленных научно-биографических исследованиях, Катанов вел активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в трезвенническом движении Казани, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель», являясь в них своего рода «правой рукой» А. Т. Соловьева. После создания под председательством последнего Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февр. 1909 он был избран тов. председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова.

Арх.: НАРТ. Ф. 969. Он. 1. Д. 1.

И. Алексеев

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. 4.1. Казань, 2003;

Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань, 2004. С.262,270;

И имя его сохранится в веках... /

06 мая 1862 - 09 марта 1922

тюрколог, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, первый хакасский ученый

Биография и научная карьера

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китай ский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва .

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

Николай Фёдорович Катанов (6 мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз - 9 марта 1922, Казань) - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе - степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан - и при рождении получил хакасское имя Пора (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова - Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым. Старший его брат - тоже Николай - стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа, в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель.