Все о простудных заболеваниях

PR в мифологии Древнего Китая. Символы удачи и защиты в фен шуй Легенда о Ци Лине гласит

В древнекитайской мифологии чудесный зверь — единорог. По аналогии с фэн-хуан , цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания цилиня , отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаич. принципу уподобления отд. частей цилиня частям тела реальных животных: у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др. версиям — бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые цилини ). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки; он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По нек-рым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями (см. Бай-лу) как их своеобразный вожак. считался главным из всех зверей (наряду с фэн-хуаном — главным среди птиц). Отлич. признаком цилиня является его неострый рог, к-рым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у цилиня одного рога: по одним — это символ объединения страны в единое гос-во, по др.— символ единовластия государя.

В даос. преданиях на белых цилинях ездят бессмертные (сянь ), свита Си-ван-му . В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя », вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворенность и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. VI в.), рождению Конфуция предшествовало появление цилиня , к-рый исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение нек-рых царств). В нар. верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба цилинь приносит сына — традиц. сюжет благопожелательных лубков (нянь хуа), нар. вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе япон. ученого Идзуси Ёсихико, образ цилиня развился на основе представлений об олене.

Источники:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона). Тайбэй, 1971, с. 41-72.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 702.

Рябикина Надежда

Цилинь

Краткое содержание мифа

Мифологическое изображение Цилиня

Согласно китайскому мифу, Цилинь — чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом, фениксом и черепахой — вместо тигра.

Цилинь, линь, в древнекитайской мифологии чудесный зверь - единорог. Цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци - «самец-единорог» и линь - «самка». Существуют различные описания Цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по принципу уподобления отдельных частей Цилиня частям тела реальных животных: тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой, похожей на мясной нарост, копыта коня, разноцветная шерсть.

По преданиям, появляясь в нашем мире, Цилинь никогда не причинит вреда ни животным, ни растениям. Единорог не плотоядное существо, он поедает лишь волшебные злаковые растения. Имеют место мнения о том, что Линь способен парить в небе и прогуливаться по водной глади, словно твердыне. Некоторые мастера фен шуй изображают его в образе огненного существа. Согласно сказаниям, Цилинь может прожить более двух тысяч лет. Имеются и такие данные, согласно которым, китайского единорога считают покровителем всех оленей. По аналогии с китайской птицей Феникс, которую китайцы считают царицей птиц, Цилиня они называют королем среди зверей.

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Конфуция (551-479 гг. до н.э.), а его каменные "портреты" появляются в эпоху династии Поздняя Хань (25-220 гг. н.э.). В источниках тех времен Цилинь описывается как животное, конецформыначалоформынапоминающее оленя с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трех метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал ее. Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.

Образы и символы мифа

Статуя Цилиня

Когда Цилинь идёт по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. Отличительным признаком Цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают его как воплощение морально-этической категории - жэнь («человеколюбие», «гуманность»). По одним толкованиям, наличие одного рога - это символ объединения страны в единое государство, по другим,- символ единовластия государя.

Удивительный факт, что единственный рог, которым обладает единорог и тот словно подпиленный, тупой. Это связано с образом существа, который не может нанести кому или чему- либо вреда.

Считалось, что появление Цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца.

Это символ добрых предзнаменований, процветания, успеха, долголетия, прославленных потомков и восхищения. Цилинь дарит супругам сыновей. Наделенный, по поверьям, магическими свойствами, он также считается связанным с крестом Хэ-ту, мощным числовым символом, используемым в сложных методиках фэн-шуй (он показан на рисунке справа). Существует множество легенд и сказаний о Цилине, и почти все они восхваляют его качества, его доброту, благожелательность и благородство.

Существует поверье, что Цилинь приносит удачу тем, кто жаждет продвижения по службе, особенно военным. Цилинь — символ высших офицеров и чиновников, его изображение в старом Китае вышивали на мантиях высокопоставленных имперских придворных. Цилиня считают олицетворением человечности и гуманизма.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности.

В китайском искусстве изображали мудрецов и бессмертных верхом на Цилине, чтобы подчеркнуть их незаурядность.

Высеченный на каменных надгробиях, цилинь должен был отгонять от них злых духов и провожать души умерших на небеса.

Социальное значение мифа

Статуя Цилиня перед входом китайский храм

Цилинь является инкарнацией пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов.

В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки Цилиня женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение - талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Что же принесет Цилинь в ваш дом? Он станет животным-защитником. Он оберегает от влияния вредоносных летающих звезд. Китайского единорога Цилиня можно поставить в гостиной по диагонали от входной двери, чтобы он смотрел на вход лицом, отпугивая врагов и беды от вашего дома. Цилинь, сидящий на золотых слитках и монетах, приносит богатство и процветание. Благоприятно разместить его на рабочем столе.

Считается, что присутствие Цилиня привлекает мощное космическое дыхание дракона, тем самым принося удачу всем обитателям дома.

기린 , 麒麟 ) - мифическое существо, известное в китайской и других культурах Восточной Азии. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом , фениксом и черепахой - вместо тигра .

Описание

Эволюция образа

Впервые упоминание о нём мы находим у Конфуция , а его каменные изображения появляются в период Поздняя Хань . В источниках того времени цилинь описывается как животное напоминающее оленя (вола) с одним рогом, заканчивающимся мягкой шишкой, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше 3 метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал её. Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым версиям цилинь может даже ходить по воде и летать. Продолжительность жизни животного согласно мифам около 3 тысяч лет. Высеченный на надгробиях цилинь должен охранять их от злых духов, а также провожать умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет своё обличье и функции. Так склеп императора Вэнь-ди украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. Символизировавший мир и спокойствие цилинь приобрёл черты носителя власти и силы.

В 76-88 годах (династия Хань) дворцовая летопись упоминает 51 случай появления цилиня .

В фэн-шуй

В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки цилиня женщинам, желающим иметь ребёнка. Талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков. Иногда Ци Линя называют конём дракона. Он характеризуется тем, что обладает мягкостью, благожелательностью и добротой в отношении ко всему живому, к любым созданиям.

Также этот талисман в фэн-шуй называют единорогом, несмотря на то, что в китайской традиции его изображение абсолютно не похоже на привычный для всех образ западноевропейского его варианта. Тем не менее, китайский единорог несёт в себе также мистическое доброе предзнаменование. У китайцев считается, что он практически всегда одинок, а появляется только лишь в период правления по-настоящему выдающегося руководителя или же в то время, когда рождается действительно великий мудрец. К этому талисману обращаются тогда, когда нужно поспособствовать достижению успехов детьми. В фэн-шуй рекомендуется использовать статуэтки или изображения Ци Линя тем женщинам, которые имеют желание иметь ребёнка. Но в практике фэн-шуй главной функцией этого талисмана является привлечение богатства и устранение негативного влияния.

В плане размещения этого талисмана в помещении должно соблюдаться только одно требование: Ци Линь должен быть обязательно обращён к выходу. Считают, что этим символом можно пользоваться не больше, чем один год, а потом покупать новый.

Активизация талисмана китайский Единорог

Ци Линь достаточно сильный сам по себе ― именно поэтому для его плодотворной и эффективной работы не требуется совершать абсолютно никаких манипуляций. Следует заметить, что этот талисман «любит» слушать песни и народные сказки, в результате чего он становится намного добрее к его владельцам.

Легенда о Ци Лине гласит


В различных преданиях он служит даосским мудрецам в качестве животного для верховой езды, а также приносит с неба удивительных детей. Китайского Единорога считают вестником счастья, кроме того его появление говорит о приходе к власти мудрого правителя или же о рождении великого мудреца. Его появлением отмечены такие события, как рождение, а затем смерть Конфуция. В китайских легендах также есть упоминание о нём в связи с некоторыми событиями, являющимися важными для истории этой страны.

Рассказ о Ци Лине мастера Фэн-Шуй

Само словосочетание «ци линь» истолковывают как соединение 2-х отдельных понятий. Слово «ци» обозначает мужское начало, т.е. Ян, энергия творения, движущая сила, а «линь» ― это женское начало, т.е. Инь. Это животное имеет драконью голову, оленьи рога, коровьи копыта и львиный хвост. Оно покрыто панцирем и чешуёй. Согласно древнему преданию Ци Линь является одним из девяти сыновей, которые появились у дракона, именно он может различать зло и добро. Продолжительность жизни этого животного (также по преданию) исчисляется более, чем три тысячи лет.

Самое первое упоминание о Ци Лине в Китае можно встретить у Конфуция. Изображения этого животного появились в 25―220 гг. н.э. ― в эпоху, так называемой, династии Позднего Хань.

Около более, чем тысяча двести лет назад под именем «

Цилинь - 麒麟

Традиционно цилиня принято называть китайским единорогом. Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать здешний фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. Однако общего у китайского единорога и европейского — лишь единственный рог, в остальном же они принципиально разнятся. В китайской мифологии это -чудо-зверь, главное из 360 животных, проживающих на суше. В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки Цилиня женщинам, желающим иметь ребенка. Размещение - талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Китайский цилинь, наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из сторон света. Само слово "цилинь" истолковывается как соединение двух понятий: "ци" — "самец-единорог" и "линь" — "самка".

Цилинь — своего рода химера: как правило, у него несколько рогов, зелёно-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами коня или оленя, голова дракона и медвежий хвост. Он живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным (так, видели его незадолго до смерти Конфуция).

В энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что "у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках также упоминаются белые и зеленые цилини). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки (в отличии от славянского индрика, который, разгулявшись всю вселенную "всколыбать" может!), он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле... Отличительным признаком цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда."

Подобно европейскому единорогу, цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить изображения цилиня обладателям высшего военного ранга Поднебесной.

В различных преданиях цилини подрабатывают и верховыми животными "бессмертных" мудрецов, и "аистами", приносящими с неба детей (причем, девочками китайский единорог не занимается, в отличии от своего западно-европейского родственника — любителя девственниц).

Японский ученый Идзуси Ёсихико выдвинул гипотезу, что "образ цилиня развился на основе представлений об олене", тем более, что "в древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак".


Первые упоминания о цилине в Китае мы находим у Концуция (551-479 гг. до н.э.), а его каменные "портреты" появляются в эпоху династии Поздняя Хань (25-220 гг. н.э.). В источниках тех времен цилинь описывается как животное, напоминающее оленя (вола) с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трех метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал ее. Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет. Высеченный на каменных надгробиях, цилинь должен был отгонять от них злых духов и провожать души умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет постепенно и свое обличье, и функции. Так, склеп императора Вэнь-ди эпохи Наньчао (430-589 гг. н.э.) охраняют два каменных цилиня уже в виде единорогов с сильным телом льва и четко очерченными крыльями. Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки "Китай — Ближний Восток", видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.

Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...

Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры."

http://bestiary.us/cilin.php

http:// russian. cri. cn/1281/2010/07/30/1 s347230. htm